Теоретические основы социально-педагогической деятельности

Теоретические основы социально-педагогической деятельности Особенности социально-педагогической деятельности (Гринева В. М.) Цель и функции социально-педагогической деятельности Деятельность — это специфическая форма отношения человека к окружающей среде, смысл которой заключается в целенаправленном его преобразовании. Кроме того, деятельностью можно назвать совокупность действий человека, направленная на желаемое изменение любого предмета. Существует экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. К особому виду деятельности относим социальную работу. Социальная работа — деятельность, направленная на оказание помощи людям, которые в ней нуждаются, потому что не способны самостоятельно решить жизненные проблемы: дети, пенсионеры, инвалиды, больные, беженцы, безработные и т. д. Каждый является личностью со своим неповторимым складом ума, психики, достаточно сложной биографией. Это требует от социального работника или педагога доброты, тактичности, проникновения в судьбу человека, сострадания, разнообразных знаний и умений, большого терпения, самоотверженности и др., Так как необходимо в процессе беседы снять психологический стресс, помочь войти в нормальный ритм жизни, оказать помощь человеку больной, прикованный к кровати, помочь родителям найти «общий язык» с ребенком и др.
экскаватор аренда
Поэтому и возникает особая потребность в деятельности семейного социального педагога. Она основывается на концепции взаимодействия личности, семьи и общества, отдает приоритет семьи и сфере внутрисемейных и межсемейные отношений перед обществом. Семья, дом, община, семейно-соседская общность рассматривается как сфера, где главным образом осуществляется социальная политика и социальная помощь. Социальный педагог является посредником между личностью и социумом, влияя на формирование гуманных, воспитывающих, морально и физически здоровых отношений в социальной среде, семье, семейно-соседском окружении, между взрослыми и детьми. Его клиентами являются семья и ее близкое окружение по месту жительства. Он первый вступает в этически допустимой форме в контакт с членами семьи, ставя «социальный диагноз»: изучает микросоциумом, интересы, предпочтения, круг общения, нравственную атмосферу, условия жизни, психологические и возрастные особенности, способности членов семьи, проявляет положительные и негативные воздействия и проблемы (психологические, этические, правовые, медицинские и др.) с целью оказания дальнейшей помощи. В процессе «диагностики» социальный педагог дифференцирует клиентов, устанавливает, с которым специалистом его надо связать в соответствии с выявленной проблемой (со службой психического или физического здоровья, правового или экономического защиты, культурного досуга и педагогической анимации и др.). Профессиональных социальных работников, в том числе педагогов, в Украине совсем немного. В основном их функции выполняют так называемые волонтеры, которые по призванию занимаются данной деятельностью. Итак, социально-педагогическая деятельность — это вид профессиональной или волонтерской деятельности, направленный на создание условий в социуме для духовного развития человека или группы людей, гуманизации их отношений, предоставление человеку психологической, моральной, физической, медицинской и других видов помощи с целью гармонизации его жизни . Социально-педагогическая деятельность направлена на развитие и саморазвитие личности, создание условий наибольшего благоприятствования и психологического комфорта. Социальный педагог помогает людям в их повседневной жизни, обеспечивает консолидацию всех сил и возможностей общества в отношении конкретного гражданина, развивая его активность как субъекта этого процесса. Итак, социальная помощь должна иметь активный характер и способствовать привлечению к социальной работе как самих клиентов, так и социальных работников, в том числе социальных педагогов. Она направлена на постепенное создание своеобразного механизма саморазвития, способствует выявлению взаимной заботы и взаимопомощи, милосердия, ослаблению социальной и межнационального напряжения, формированию благоприятного микроклимата в социуме. Основным предметом заботы должна быть семья. Контакты между конкретной семьей и социальным педагогом строятся на основе учета особенностей каждой конкретной семьи, закономерностей процесса общения в сфере жизнедеятельности людей. Итак, в зависимости от характера работы социального педагога определяют такие виды его деятельности: правоохранительная (предупреждение правонарушений, социальная поддержка различных категорий населения, социально-реабилитационная деятельность); психологическая (консультативно-посредническая, здравоохранение и пропаганда здорового образа жизни, медико-реаби-литацийна деятельность); культурно-досуговая (организация деятельности детей, молодежи, семейно-соседских общин, культурно-просветительная работа по месту жительства, организация физкультурно-оздоровительного и культурного отдыха, социальная анимация). Становление, развитие и реализация духовности человека, гармонизация и демократизация отношений человека и общества составляют основную цель социально-педагогической деятельности. Таким образом, в отличие от обычного педагога, который работает в учебном заведении и выполняет, прежде всего, образовательно-учебную и воспитательную функции, социальный педагог должен реализовать в первую очередь функцию социальной помощи и защиты. Кроме того, функциями социального педагога являются: организаторская, которая включает организацию той или иной деятельности, оказывает влияние на содержание досуга; помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует дальность подростковых и молодежных объединений, взаимодействует с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями. прогностическая, которая определяет и изучает признаки, характеризующие состояние развития (прежде всего духовного) человека, группы, микро-среды и определяет возможности перспективы их развития при сохранении данной совокупности социальных воздействий. предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая. Социальный педагог предполагает и приводит в действие механизм предупреждения и преодоления негативных влияний в социально-правовом, юридическом и психологическом плане, организуют социо-терапевтическую помощь, обеспечивают защиту прав в обществе, помогают подросткам и молодежи в период социального и профессионального определения. коммуникативная заключается в установлении контактов с теми, кто нуждается в помощи и поддержке, организации обмена информацией, привлечении добровольных помощников и населения микрорайона в социальной работы и отдыха, деловых и личностных контактов, сосредоточение информации и налаживания взаимодействия между различными социальными институтами в работе с клиентами. правозащитная использует арсенал правовых норм для защиты прав и интересов клиентов, для их поддержки способствует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия.