Конспект урока по биологии — работа сердца

Педагогика «Конспект урока по биологии: Работа сердца» Цель урока. Дать понятие о автоматию сердечной мышцы, о сердечном цикл и фазы сердечного цикла, о нервной и гуморальной регуляции работы сердца; выяснить причины неустанной работы сердца; использовать межпредметные связи для мотивации учебной деятельности, осмысленного усвоения нового материала, воспитания гуманных чувств. Ход урока Объявление темы урока и знакомство с его задачами. Обращается внимание учащихся на заранее записанные на доске основные понятия темы. На уроке рассматриваются вопросы: как работает сердце человека, всегда оно работает одинаково, почему оно может работать без заметной усталости в течение жизни? Эпиграфом урока можно взять слова С. Маршака: Пусть каждый день и каждый время Вам новое добудет. Пусть будет добрым ум у вас, А сердце умным будет. Изучение нового материала. Актуализация опорных знаний. Короткая фронтальная беседа с учениками по вопросам:

  1. Что такое кровообращение?
  2. Какие вы знаете органы кровообращения?
  3. Какой орган обеспечивает движение крови в организме, проталкивает кровь в круга кровообращения?
Сердце сравнивают с насосом, проталкивает кровь в круга кровообращения. Сердце человека в состоянии относительного покоя делает около 70 — 75 сокращений в минуту. На один сердечный цикл, таким образом, нужно 0,8 секунды. Как вы думаете, что является причиной таких сокращений? Учащиеся высказывают мнение о возможности влияния. Но только в нервной системе дело? Учащиеся получают задание прочитать статью «Сердце работает после смерти» в книге Зверева «Книга для чтения по анатомии и физиологии человека» и подумать над тем, что является основной мыслью в этой статье, а также найти ответ на вопрос учителя. Учитель с учениками обсуждает содержание статьи. В пункте 21 учебника учащиеся находят определения автоматы сердечной мышцы. Автоматия — это способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Автоматия сердца обусловлена периодическим возникновением возбуждения в особых клетках сердца (нетипичная мышечная ткань). Группы этих клеток образуют так называемую проводниковую систему сердца. Центр автоматы сердца расположен в стенке правого предсердия. Сначала возбуждения под влиянием изменений в обмене веществ возникает именно там, затем передается по всей проводниковой системе, охватывая сначала предсердия, а затем — желудочки. Сердце выполняет титаническую работу. За сутки оно сокращается сто тысяч раз, за 70 лет — 2500000000, раз. За одно сокращение сердце выталкивает в круг кровообращения 150 мл крови, за 70 лет жизни — 183 млн. Литров крови. Относительно небольшой мышечный орган — сердце, вес которого 300 г (1/200 часть массы тела), требует для своей работы 1/20 часть энергии. Чтобы осознать колоссальный масштаб работы, которую выполняет сердце в организме, ученики предварительно получили домашнее задание решить физические задачи на тему «Энергетика сердечной деятельности» (с содержанием задач можно ознакомиться в приложении). Не вдаваясь в детали решений, на уроке проверяются основные результаты. С целью найти ответ на вопрос «В чем заключается неутомимая работа сердца?» проводится изучение цикла деятельности сердца. Ученики вспоминают термины для обозначения сокращения сердца (систолы) и расслабления сердца (диастолическое). При нормальной частоте сокращений сердца (73 — 75 уд / мин) полный цикл сердечной деятельности продолжается 0,8 секунды. Цикл деятельности сердца состоит из трех фаз;
  1. фаза — систолы предсердий (0,1 сек.);
  2. фаза — систолы желудочков (0,3 сек.);
  3. фаза — общая пауза (0,4 сек,).
Ученики расчерчивать в тетради таблицу. Учитель более подробно рассказывает о каждой фазе сердечного цикла, обращая внимание на состояние камер сердца и клапанов. При этом пользуются динамичной таблицей с изображениями сердца. Таблица 1. Фазы сердечного цикла и их продолжительность

Что происходит в сердце 1. Систолы предсердий, 0,1 сек. 2. Систолы желудочка, 0,3 сек. 3. Общая пауза, 0,4 сек.
Предсердия Сокращаются Расслабленные Расслабленные
Желудочки Расслабленные Сокращаются Расслабленные
створки клапана Открытые Закрытые Открытые
Полулунные клапаны Закрытые Открытые Закрытые
Учащиеся получают задание подсчитать, сколько отдыхают и сколько работают в течение одного цикла желудочки, предсердия и сердце в целом. Ученики, которые успели заполнить таблицу во время рассказа учителя, работают индивидуально над решением задачи. Задача. Представьте ритмичную работу сердца 80-летнего человека и, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько лет с 80 у него покоились: а) мышцы предсердий; б) мышцы желудочков. После заполнения таблицы всеми учениками объявляются результаты задачи.