Конспект урока по биологии — работа сердца часть 2

Сделать выводы. Почему же сердце работает без устали на протяжении всей жизни? Причина неустанной работы сердца — в ритмическом чередовании сокращений и расслаблений, то есть в периодичности смены работы и отдыха. Учитель показывает модель сердца и периодическую таблицу химических элементов Менделеева и просит найти общее между этими двумя объектами. Периодическая смена фаз работы и отдыха сердца. Периодическая смена власитвостей химических элементов в зависимости от порядкового номера или заряда ядра атома. Периодичность в природе представлена очень широко. В живой природе можно найти сколько угодно примеров повторяемости, периодичности, ритмичности. Потому что повторяемость, ритм является формой существования всего живого. Самым ярким примером ритмичной работы в организме есть сердце. Периодичность деятельности сердца отражает его электрокардиограмма. Этот метод имеет чрезвычайно большое значение для определения правильной работы сердца и установления диагноза. Ученики рассматривают примеры электрокардиограмм, а учитель в это время обращает их внимание на то, что ритм и амплитуда этих колебаний могут быть разными. Можно вспомнить слова великого Гераклита: «Этот мировой порядок не создан никем из богов и никем из людей, но он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами угасающий и мерами вспыхивающий». А теперь делаем небольшую лирическую паузу, чтобы отдохнуть и перейти к следующему этапу урока. Во все времена сердце было в почете у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов, песен, поэм написано о сердце, сколько пословиц и поговорок можно услышать. Как много эпитетов характеризуют сердце! Учитель обращается к творческой задачи учеников. Ученики называют названия художественных произведений, в которых бы упоминалось сердце. К уроку они разыскивают много пословиц и крылатых выражений о сердце, а на уроке зачитают некоторые из них. Один из учеников зачитывает слова Омара Хайама, содержащие глубокий философский и биологически экологический смысл: "Каждый розовый, взоры ласкающий куст, Росс из праха красавиц, из розовых уст. Каждый стебель, которые мы топчем ногами, Рос из сердца, вчера еще полного чувств ".
https://prodrilling.ru/
Еще один ученик читает стихотворение Эдуарда Межелайтиса «Сердце». "Что такое сердце? Камень твердый? Яблоко с багрово-красной кожей? Может быть, границ ребер и аортой Бьется слой, на слой земной похожий? Так или иначе, все земное Умещается в его пределы, Потому что имеется ему покоя, К всего есть дело " . Сердце с его разнообразными чувствами очень часто упоминается в народных песнях. Ученики приводят примеры нескольких песен, которые они заранее разыскали. Как же можно объяснить с биологической точки зрения, почему сердце наделяют такими разнообразными эпитетами и чувствами? Всегда сердце работает одинаково? Именно. Теперь логично перейти к изучению вопроса о регуляции работы сердца. Увеличение или уменьшение минутного объема крови, перекачиваемой сердцем, может варьироваться за счет изменения ритма и силы сокращений сердца. Сердце очень чутко реагирует на изменения в окружающей среде. Учитель задает ученикам следующие вопросы:

  1. Какие виды регуляции функций организма вы знаете?
  2. Что такое нервная регуляция?
  3. Что такое гуморальная регуляция?
После полученных ответов учитель обращается к опорной схемы и объясняет ее. П итання нервной регуляции работы сердца осветил в своих работах Л. Павловой еще в начале своей многогранной научной деятельности. Возбуждение, приходит от рецепторов различных органов по центростремительным нервам в центральную нервную систему, переходит центробежные нервы, которые меняют работу сердца. Раздражение рецепторов кожи, носовой полости, уши, глаза может рефлекторно влиять на частоту и силу сердечных сокращений (например, погружении холодную воду замедляет на несколько секунд работу сердца и оно как бы «замирает»). Эмоциональное состояние человека (приподнятое или подавленное) такие рефлекторно влияет на работу сердца. Боль, страх, опасность, физическая работа приводят к изменениям в работе сердца. Наряду с нервной системой на работу сердца влияют и различные; вещества (см. опорную схему). Вывод нервная и гуморальная регуляция — две стороны едины нейрогуморальной регуляции, которые связаны друг с другом и вместе обеспечивают точное приспособление работы сердца к потребностям организма и условий окружающей среды. Последние 5 минут урока используются для закрепления материала с помощью задания-теста (см. Приложение). Встают итоги урока. Учитель еще раз обращается к п тай урока и выясняет, все понятия, которые записаны на доске, были усвоены. Приложение Задачи (энергетика сердечной жизнедеятельности) ЗАДАЧА 1. Определить работу, которую выполняет сердце взрослого народ ни за день, если она эквивалентна подъему груза массой 1 т на высоту 14м. ЗАДАЧА 2. Можно вывести на земную орбиту груз массой "если воспользоваться энергией, которую использует сердце за 70 лет жизни человека? ЗАДАЧА 3. Известно, что сердце взрослого человека перекачивает кровь примерно за 1 минуту. Считая ее объем равным 5 л, вычислите общий объем, перекачанный сердцем за 1 год.