Конспект урока по биологии — работа сердца часть 2
Сделать выводы. Почему же сердце работает без устали на протяжении всей жизни? Причина неустанной работы сердца — в ритмическом чередовании сокращений и расслаблений, то есть в периодичности смены работы и отдыха. Учитель показывает модель сердца и периодическую таблицу химических элементов Менделеева и просит найти общее между этими двумя объектами. Периодическая смена фаз работы и отдыха сердца. Периодическая смена власитвостей химических элементов в зависимости от порядкового номера или заряда ядра атома. Периодичность в природе представлена очень широко. В живой природе можно найти сколько угодно примеров повторяемости, периодичности, ритмичности. Потому что повторяемость, ритм является формой существования всего живого. Самым ярким примером ритмичной работы в организме есть сердце. Периодичность деятельности сердца отражает его электрокардиограмма. Этот метод имеет чрезвычайно большое значение для определения правильной работы сердца и установления диагноза. Ученики рассматривают примеры электрокардиограмм, а учитель в это время обращает их внимание на то, что ритм и амплитуда этих колебаний могут быть разными. Можно вспомнить слова великого Гераклита: «Этот мировой порядок не создан никем из богов и никем из людей, но он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами угасающий и мерами вспыхивающий». А теперь делаем небольшую лирическую паузу, чтобы отдохнуть и перейти к следующему этапу урока. Во все времена сердце было в почете у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов, песен, поэм написано о сердце, сколько пословиц и поговорок можно услышать. Как много эпитетов характеризуют сердце! Учитель обращается к творческой задачи учеников. Ученики называют названия художественных произведений, в которых бы упоминалось сердце. К уроку они разыскивают много пословиц и крылатых выражений о сердце, а на уроке зачитают некоторые из них. Один из учеников зачитывает слова Омара Хайама, содержащие глубокий философский и биологически экологический смысл: "Каждый розовый, взоры ласкающий куст, Росс из праха красавиц, из розовых уст. Каждый стебель, которые мы топчем ногами, Рос из сердца, вчера еще полного чувств ".
https://prodrilling.ru/
Еще один ученик читает стихотворение Эдуарда Межелайтиса «Сердце». "Что такое сердце? Камень твердый? Яблоко с багрово-красной кожей? Может быть, границ ребер и аортой Бьется слой, на слой земной похожий? Так или иначе, все земное Умещается в его пределы, Потому что имеется ему покоя, К всего есть дело " . Сердце с его разнообразными чувствами очень часто упоминается в народных песнях. Ученики приводят примеры нескольких песен, которые они заранее разыскали. Как же можно объяснить с биологической точки зрения, почему сердце наделяют такими разнообразными эпитетами и чувствами? Всегда сердце работает одинаково? Именно. Теперь логично перейти к изучению вопроса о регуляции работы сердца. Увеличение или уменьшение минутного объема крови, перекачиваемой сердцем, может варьироваться за счет изменения ритма и силы сокращений сердца. Сердце очень чутко реагирует на изменения в окружающей среде. Учитель задает ученикам следующие вопросы:
- Какие виды регуляции функций организма вы знаете?
- Что такое нервная регуляция?
- Что такое гуморальная регуляция?