Компьютерные технологии для развития учеников и учителей

Учителя на протяжении всего тренинга постепенно заполняют план учебного проекта, в котором среди многих разделов предусмотрено два наиболее важных для будущей деятельности учителя: Учебная деятельность учащихся (что делают ученики?) и Учебные цели и ожидаемые результаты (для чего ученики это делают?) . Например, при работе с учителями в текстовом редакторе Word особое внимание уделяется его использованию при организации и проведении исследований, а также при представлении результатов исследования с помощью организационных диаграмм. При этом учителя разрабатывают дидактические материалы для учащихся, планируя специальные задания для формирования навыков мышления высокого уровня: так рассматривается целесообразность использования радиальной диаграммы при описании свойств объектов, явлений и структуры отношений в циклических диаграммах (анализ). Диаграммы Вена используются учителями для разработки деятельности учащихся при сравнении общих и отличительных черт (анализ и синтез), строя их для наглядного и аргументированного представления результатов своих учебных исследований. Для иллюстрирования результатов оценочной деятельности используется построение иерархических структур в пирамидальных и целевых диаграммах. Ученики учатся структурировать объекты и явления с помощью структурных диаграмм. Учителя планируют задачи, позволяют ученикам правильно подбирать тип диаграмм и аргументировать свой выбор.
электромобили продажа цена Днепр
Подобные задачи предусмотрены в курсе при разработке дидактических материалов в табличном процессоре Excel, связанные в том числе и с выбором подходящего типа графиков и диаграмм при представлении результатов исследований, которые положены в основу решения учениками учебной проблемы, формулируется учителем с помощью специальной системы вопросов : Ключевое, Тематических и Смысловых. Для выбранных тем из программы соответствующего предмета учителя учатся

  • искать и формулировать некоторые противоречия, которые необходимо решить
  • устанавливать общее и различия в объектах, предметах, явлениях, процессах и др., относящиеся к проблеме;
  • устанавливать причинно-следственные связи между объектами, предметами, явлениями, процессами, относящиеся к проблеме;
  • обосновывать, доказывать соответствующий выбор и решения;
  • подтверждать закономерности из собственного опыта существующими теоретическими закономерностями;
  • выявлять преимущества или недостатки того или иного решения.
Понятно, что все эти задачи и соответствующую деятельность по развитию навыков мышления высокого уровня учитель может вводить и не используя компьютерных технологий, однако, со значительно меньшей эффективностью, поскольку
  • во-первых, компьютерные программы позволяют более наглядно (с помощью соответствующих графиков и диаграмм и средств мультимедиа) демонстрировать различные явления и процессы, что способствует лучшему пониманию и усвоению учебного материала учащимися с различными типами восприятия ;
  • во-вторых, при таком быстром обработке переменных данных, которую может демонстрировать компьютер, использование ИКТ позволяет ученикам сравнительно легко изменять условия исследований, самым моделировать явления, события и процессы и прогнозировать их последствия.
Еще одним преимуществом использования компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе, который широко используется в этом курсе, является сравнение результатов исследований с результатами других участников учебного проекта, через локальную (с другими исследователями из этого же класса, школы) и глобальную (Интернет) сети, общаясь с экспертами и другими участниками подобных проектов в других городах и странах. Осуществление такого электронного общения, скорость получения нужных разнообразных данных, среди которых не все являются достоверными и вероятными, открывает для учителей еще одну возможность развития у учащихся критического мышления. Для этого в курсе предусмотрены специальные задания по анализу веб-страниц, которые формируют у учащихся и учителей умения оценивать достоверность приведенных в сети данных, возможности их проверки, навыков отличать факты от их интерпретации. К развитию навыков мышления высокого уровня можно отнести и выполнение специальных упражнений для формирования у участников тренингов, а затем и в учеников, навыков использования эффективных стратегий поиска необходимой информации в Интернете. Деятельность учеников, связанная с планированием, разработкой и созданием примеров ученических работ (компьютерной презентации, публикации и веб-сайт), целенаправленно разработана авторам курса не только для обязательного представления результатов учебного проекта учителю для оценки и демонстрации целевой аудитории, но и для содействия развитию у учащихся навыки анализировать, создавать новые продукты деятельности, продуцировать новые идеи, оценивать результаты собственных исследований и работу других. Следует отметить, что при создании этих компьютерных продуктов у учащихся развиваются и новые навыки, которые смогут пригодиться ученикам не только в обучении, но и позволят им быть конкурентоспособными на современном рынке труда. При планировании, разработке и создании примера учащейся PowerPoint презентации особое внимание в курсе уделяется формированию умений и навыков отбора убедительных фактов для демонстрации мыслей, идей, способствуют развитию навыков кратко, четко, удобно для эффективной интерпретации подавать результаты исследований по помощью удачно подобранных диаграмм и графиков. Особое внимание уделяется развитию навыков выступать перед аудиторией, коротко формулировать свое мнение, структурировать доклад, использовать различные мультимедийные средства и возможности (изображение, звукозаписи, видеофильмы, гиперссылки на другие веб-сайты или файлы) для иллюстрирования идей, гипотез, выводов. Для такой новой для наших учителей и учеников деятельности, как разработка и создание ученического сайта рядом с умениями эффективно (ставить цели и их достигать) общаться с другими школьниками из страны и мира, учитывая межкультурные, этнические и религиозные особенности, ставятся задачи формировать у учащихся умения собирать и обрабатывать информацию с помощью баз данных, используя формы опроса, эффективно использовать средства электронных коммуникаций (электронная почта, форумы, чаты, конференции), знание и использование соответствующего этикета общения.