Оценка как функция управления

Оценка как функция управления Методология экспертной оценки школ Украины в основном разработана, однако практика применения методов и технологий экспертизы носит случайный характер. Приказ МОН Украины «О порядке государственной аттестации общеобразовательных, дошкольных и внешкольных учебных заведений» отмечает: «Аттестация учебных заведений осуществляется путем проведения аттестационной экспертизы» В материалах Бондарь А. С., заведующей лаборатории аттестационной экспертной оценки Тернопольского областного коммунального института последипломного педагогического образования изложены теоретические основы экспертизы как технологии оценки образовательной деятельности и механизмы ее адаптации к практике аттестации учебных заведений. Ключевые понятия: оценка и оценка, педагогические измерения, критерии, параметры, показатели, педагогическая экспертиза, экспертный метод, экспертная оценка и его методики (диагностическое наблюдение, собеседование, интервьюирование, анкетирование, хронометрирования, тестирование) , методы коллективной работы экспертов, экспертная оценка и экспертные заключения. План публикации: Оценка как управленческая функция. Критерии качества педагогических измерений. Классификация экспертиз. Педагогическая экспертиза. Экспертные методы. Технология экспертизы образовательной среды. Инструментарий экспертного оценивания. Методы коллективной работы экспертов. Экспертные методы оценки. Результаты и итоги экспертизы. Процедура оценивания в образовании всегда занимала приоритетное место. Однако она долгое время была примитивной и связывалась только с оценкой знаний, умений и навыков. Педагогическую действительность можно измерить (оценить) через качество и количество. Качество традиционно развивается через описание признаков, количество отождествляется с мерой числом. Оценить — значит проанализировать качественное состояние объекта, конечный результат какой-то деятельности. Применение комплексной оценки ко всей образовательной деятельности началось сравнительно недавно в связи с аттестацией учебных заведений. Значение оценки образовательной деятельности прежде всего в том, что оно поможет проследить уровень развития образовательного процесса в Украине и в регионе, в частности. В современных научных исследованиях часто оценивания сочетается со словом «измерения». Цель измерения — получить информацию о признаках объектов. Мы измеряем не один объект, а лишь его свойства или характерные признаки. Измерение величин в определенной степени упрощает наблюдения. Метод измерения — определенная система фиксации и регистрации количественных характеристик исследуемого объекта с помощью различных измерительных средств. Ученые утверждают, что, к сожалению, ни одна из известных систем оценивания не является абсолютно совершенной. Критерии качества педагогических измерений (по К. Корсак) 1. Объективность. Выступает как антипод субъективности. Обеспечить объективность оценки и адекватность его количественных результатов, как показывает практика, можно только максимальной стандартизацией его проведения. Объективность процедуры измерения имеет дополняться объективностью обработки данных и объективностью интерпретации результатов. 2. Надежность — уровень устойчивости результатов, повторяемости их во время дополнительных измерений в стандартных условиях. Степень надежности определяется с помощью коэффициента надежности. Степень надежности зависит от объективности метода, параметров средства измерения, стабильности измерительной характеристики. Важна стабильность характеристики, поскольку признаки и характеристики в образовании часто лабильные (неустойчивые). Например, педагогам хорошо известно, как уплывает на результаты оценивания психическое и физическое состояние человека. 3. Валидность определяется параметрами средства и процедуры его выполнения, свойствами исследуемого признака. Обеспечение валидности измерения — обязательное условие уверенности педагога в том, что измеряются первичные, а не вторичные признаки. Итак, высокая валидность метода измерения — надлежащее соответствие полученных данных. Одновременно критерий валидности определяет пространство, для которого метод измерения дает статистически надежные результаты. Для педагогических измерений можно определить узкие критериальные признаки: валидность содержания, валидность соответствия, валидность прогноза. 4. Точность метода определяет минимальную или систематическую ошибку, с которой можно провести измерения этим методом (К. Корсак). Критерии, параметры, показатели Процесс оценки непосредственно связан с такими понятиями, как критерии, показатели, параметры. Их значение состоит в том, что: они помогают сложные процессы сделать простыми; позволяют сравнивать достижения учебных заведений двумя способами: в данный момент времени или через определенный промежуток времени (синхронная и диахронном перспектива). Большой толковый словарь современного украинского языка (К .: Ирпень, 2001) представляет следующие трактовки: Критерий — основание для оценки, определения квалификации чего; мерило. Параметр — переменная величина, от которой зависит значение другой переменной величины; критерий, показатель, признак, в отношении которого осуществляется оценка, по которой характеризуется что-нибудь (с. 705). Показатель — свидетельство, доказательство, признак чего-то (с. 838). В научной литературе показатели — это статистические данные, позволяющие оценить суждения о ключевых аспектах функционирования образовательных систем. В это определение входит: понятия о том, что мы имеем дело с измерительными характеристиками образовательных систем; попытки измерить ключевые аспекты; показатели должны демонстрировать наличие стандарта, в отношении которого выносится суждение (И. расширенных). Легче оценивать количественные показатели (количество лет обучения, продолжительность урока, распределение времени и т. п.). Как отмечает К. Корсак, педагогические измерения часто имеют целью получить данные не только по конкретному предмету, но и состояния, эффективности и качества систем национального образования. Ученые разделяют эти данные на три большие группы: элементы с очевидными количественным признакам и измерениями (количество лет обучения, рабочих дней, учебных часов, решенных в ходе контрольной работы задач или задач, допущенных ошибок в сочинении или диктанте и т. п.); элементы с условно количественными характеристиками. Их оценки имеет относительный характер, ведь чисто качественному признаку или характеристике приписывают количество или определенное количественное выражение (обозначение уровня или объема знаний оценкой в определенной шкале баллов, создание рейтинговых списков лучших школ); чисто качественные элементы, которые не удается затранскрибуваты количественными параметрами, поэтому оценки выполняется и субъективно и качественно (усердие, послушание или воспитанность, гражданская позиция или активность, отношение к определенному предмету) (К. Корсак). С начала 70-х годов ХХ века в странах Европы усилился интерес к проблемам эффективности образования и к новым моделям управления. В широком смысле слова эффективность системы образования определяется степенью достижения поставленных перед ней целей. В научной литературе рассматривают две формы эффективности образования 1. Критерии качества внешней эффективности (развитие системы образования на основе использования материальных и человеческих ресурсов, отчетность, модернизация образования на основе потребностей рынка труда, создание новых технология обучения). 2. Критерии внутренней эффективности образования в учебном заведении, к которым относятся: