Оценка как функция управления часть 5

Прямой коллективный «мозговой штурм» Основные принципы и правила этого метода заключаются в полном запрете критики предложенных идей, а также поощрения реплик и шуток. Успех применения метода зависит прежде всего от ведущего эксперта, который должен умело направлять дискуссию, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки и реплики. Количество участников — от 4-х до 15-ти человек. Желательно, чтобы участники были разного возраста, разных специальностей, однако следует придерживаться баланса между участниками разного уровня активности, характера, темперамента. Время проведения «мозгового штурма» — от 15 минут до часа. Массовый «мозговой штурм» Этот метод, предложенный Дж. Дональдом Филипсом, позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большей аудитории (количество участников от 20 до 60). Особенность этой модификации метода заключается в том, что присутствующих делят на группы по 5-6 человек. После разделения проводят сессию прямого «мозгового штурма». Время генерации идей во всех группах должен быть одинаковым. Эффективность метода «мозгового штурма» заключается в том, что в раскованной эмоциональной атмосфере идеи одних могут приводить других на новые идеи. Это позволяет сгенерировать значительно большее количество идей, чем в условиях, когда эти люди работают одиночно. Приведем поучительный пример «мозгового штурма».

Во время войны за его методами изучалась проблема борьбы с корабельными минами. Одно предложение рекомендовала: когда появляется мина, команда приступает к борту и вовсю дует на нее. При анализе эта идея трансформировалась в метод отталкивания высокочувствительных мин мощными струями воды. Методы упорядочения и оценки экспертной информации Количество и качество в педагогике непосредственно связаны. Анализируя единство количества и качества, профессор Е. Карповиц подчеркивает: «Нет качественной определенности без количественной характеристики». Качество выражается в свойствах, а каждое свойство имеет свою интенсивность. Количество можно выразить математическими средствами (числами, графиками, формулами). Математические средства лаконичные, поэтому график или таблица могут дать гораздо больше, чем длинное описание. Вместе с тем нельзя математические методы противопоставлять методам анализа. Их надо использовать во взаимосвязи. Поскольку не каждый информацию можно измерить непосредственно и за один раз, для математической обработки применяют различные методы благоустройства. Для обработки результатов исследований (экспертизы), формализации процесса и выводов экспертизы часто применяют количественные методики. И. П. Подласый предлагает использовать такие количественные методы. Метод регистрации Регистрация — это выявление принадлежности определенных объектов определенного класса и подсчет их количества по принадлежности (наличием или отсутствием определенного признака). Пример: количество учащихся с высоким и низким уровнем учебных достижений. Метод ранговых оценок или ранжирования Ранжирование — процедура установления относительной значимости признаков (предпочтительности) исследуемого объекта на основе их упорядочения. Метод ранговых оценок относительно простой и удобный для получения обобщенного суждения экспертов. Он заключается в том, что любую изучаемую информацию располагают в порядке возрастания или убывания величины признака. Например, список учеников в зависимости от количества пропущенных занятий. Каждому признаку приписывают число, обозначающее его ранг. Ранг — это показатель, характеризующий порядковое место объекта, явления, события или показателей, критериев, факторов в группе других (объектов, явлений и т. п.). Преимущественно наиболее весомый объекту присваивается первый ранг, а наименее весомый — последний. Точность и надежность ранжирование зависит в значительной степени от количества объектов. То есть чем меньше объектов, тем больше степень их различия. Итак, при ранжировании эксперт должен расставить объекты в таком порядке, который является, по его мнению, наиболее рациональным, и присвоить им ранг из ряда натуральных чисел. Например, необходимо ранжировать показатели воздействия личных данных на повышение профессионального уровня. Ранг 1. Общий педагогический стаж -7 2. Стаж работы непосредственно в данной школе -6 3. Поддержка семьи, семьи -8 4. Материальное стимулирование -9 5. Моральные поощрения -5 6. Участие в конференциях -4 7. Публикации -3 8. Победители олимпиад -2 9. Участие в конкурсах «Учитель года» -1 Как видно из примера, эксперт может произвольно присваивать ранг определенным показателям. Если эксперт не может указать ранг нескольким или двум объектам, он может присвоить им одинаковый ранг, который называется стандартизированным. Чаще всего во время аттестационной экспертизы приходится ранжировать показатели в диагностических картах и анкетах. Для большей объективности ранжирования предлагается выполнить нескольким экспертам. А результативный ранг можно определить с помощью таблицы (Черепанов В. С.). Аналогично можно ранжировать признаки, критерии, факторы, явления и тому подобное. Полученные результаты легко поддаются математической обработке. На практике метод ранжирования «в чистом виде» используется редко. Чаще всего он используется вместе с другими методами благоустройства. шкалирования шкалирования — присвоение баллов или других цифровых (условных) показателей исследуемым объектам или их характеристикам. Этим достигается большая определенность, точнее обозначение границ. Известны четыре типа измерительных шкал: Шкалы наименований (номинальные). Числа или другие условные обозначения используются чисто символически. Это, по сути, перечень названий определенного класса объектов (список учеников, перечень наименований технического оснащения школы). Шкалы порядка (или ранговые). В этих шкалах устанавливается порядок появления последовательности, отношение (больше-меньше). Например, списки классов по проценту качества обучения. Интервальные шкалы. Обеспечивается определение между отдельными числами на шкале, установления различных интервалов. Например, шкала соблюдения температурного режима в классах. Шкала отношений. В ней еще устанавливается точка отсчета. Например, коэффициенты интеллекта учеников класса. Шкала оценок или рейтинга. В ней есть готовая определенное количество готовых альтернатив. Например, шкала оценок «Активность учащихся на уроке». Шкалы облегчают оценки признаков и при пользовании ими фиксируется не наличие самой признаки, а степень ее присутствия. Эксперт фиксирует только свое видение ситуации в пределах предложенных ему оценок. Такие шкалы, если они детально разработаны и содержат важные признаки, способствуют точной фиксации результатов наблюдений. Методы непосредственной оценки Для принятия обоснованного решения необходимо пытаться перевести в количественную форму все элементы анализа. Оценки, используемые в экспертизе, можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. Абсолютные в своих формулировках имеют такие термины, как хорошо — плохо, доволен — недоволен, да — нет, всегда — иногда — никогда, полностью — частично — совсем т. п. или числовые формы трех- , пяти- , десяти- , стобалльной системе оценивания. Более широкое применение имеют относительные оценки, в основе которых лежат методы сравнения определенного набора объектов (альтернатив) по определенному правилу или критерию.