Программно-целевое планирование деятельности школы

Программно-целевое планирование деятельности школы Разработка и внедрение образовательных программ, внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс является объективной предпосылкой развития учебно-воспитательного заведения. Образовательные программы позволят сделать процесс развития школы осознанным и упорядоченным Технология деятельности. Переход к рыночной системе хозяйствования требует роста целеустремленности и научной обоснованности решений. Краткосрочные планы должны опираться на долговременные программы, которые определяют стратегические цели учебного заведения. Сложность рыночной конъюнктуры требует быстрого корректировки планов, является реальным в целевых образовательных программах. Результативность и условия эффективности. Опыт программно-целевого планирования дает возможность практически реализовать стратегические задачи школы на основе использования новых технологий для управления; дает возможность общеобразовательному учебному заведению удовлетворить потребителей образовательных услуг более эффективными и продуктивными средствами, сформировать положительный имидж традиционной школы в конкурентной борьбе с учреждениями нового типа. Введение и обоснование проблемы Особенность управления современной школой заключается в том, что оно должно обеспечивать не только успешное функционирование заведения, но и его качественное развитие в условиях обновления и демократизации общества. В своей практической деятельности директор общеобразовательной школы I-III степени № 10 Сергей Николаевич Бакал на первое место ставит обеспечение условий для органического сочетания в управлении учреждением государственных и общественных основ, организации исследовательской и поисковой деятельности, формирование профессионально-компетентного коллектива и полного раскрытия педагогических, общественных, личностных качеств людей; создание соответствующей материально-технической базы; ориентацию всех управленческих функций и решений на конечный результат. Центральным звеном, сердцевиной научного управления, руководства и контроля Сергей Николаевич определяет планирование. Именно хорошо продуманная планировка позволяет успешно осуществлять учебно-воспитательный процесс, управление им и контроль реализации конкретных задач. Эффективная, рациональная организация всего школьной жизни, качественное выполнение функций всеми участниками учебно-воспитательного процесса зависят от ясности перспектив, конкретности решаемых задач, четкого распределения обязанностей и умелой, оперативной координации работы. Все это возможно при наличии четких, продуманных целевых образовательных программ, которые дают возможность быстро вносить коррективы, мобилизовать различные ресурсы для достижения поставленной цели. Опыт программно-целевого планирования носит демократический характер, что проявляется в привлечении к участию в его этапах всех членов педагогического коллектива, и неразрывно связан с тем, что все меры и решения работают на реализацию поставленных задач. Предложенный опыт дает возможность нацелить планы на конкретный результат, обеспечить четкость и сбалансированность действий, объединить усилия руководителей и исполнителей, обеспечить последовательность и целостность. Основная часть Анализ деятельности руководителей общеобразовательных учебных заведений показывает, что результативность учебно-воспитательной работы зависит не от добросовестности и мастерства отдельных педагогов, а от организованности и слаженности в деятельности всего педагогического коллектива, целеустремленности, собранности, сосредоточенности на решении основных задач, правильного распределения времени. Суть управления состоит в умении планировать результат, целенаправленно регулировать процесс обучения и воспитания, в умении выбирать такие действия, которые бы обеспечивали при наименьших затратах сил, времени и средств эффективность выполнения поставленных задач и достижения цели. Планирование — это подготовительный состояние каждого управленческого цикла. Разработать план — это значит предусмотреть комплекс мероприятий, направленных на улучшение учебно-воспитательной работы и ее результативности. Обоснованный конкретный план действий — один из показателей научной организации труда. Фактически, план работы является стратегической и тактической целевой программой управления учебно-воспитательным процессом, совокупностью программных задач, которые ставятся перед педагогическим коллективом. Планирование является логическим продолжением предыдущей деятельности, конкретизацией задач, которые предстоит решить, системой направлений и конкретных действий дальнейшего совершенствования педагогического процесса. Чтобы план выполнил функцию развития системы, перевода ее в новое качество, при разработке программы директор школы Сергей Николаевич Бакал исходит из реального состояния функционирования школы и учитывает максимальные возможности ее исполнителей — членов педагогического коллектива, общественности. Создавая программу, Сергей Николаевич подходит к планированию будущего, как к разработке целостной системы действий с четко определенными, понятными для всех результатам, сбалансированными по ресурсным обеспечением. Таким образом разработанные программы является нормативной моделью совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса, определяет исходное состояние системы (включая проблемный анализ, позволяющий выявить структурирован и ранжированный перечень проблем, в том числе результатов учебно-воспитательного процесса и условий, которые необходимо создать); образ желаемого будущего состояния этой системы (предполагает формирование принципов, ведущих идей, с помощью которых и будут решаться выявленные в анализе проблемы). Комплекс этих идей, имеющих четкую целевую и ценностную направленность, определяет миссию образовательного учреждения; состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему (включает в себя стратегию перехода, этапы распределения ресурсов, формирования целей, план действий и конкретные мероприятия). Учитывая, что любое заведение имеет определенную уникальность (своеобразные интеллектуальные, организаторские, квалификационные, мотивационные, материальные, финансовые возможности), основанный на разной культуре разных школ, разных педагогов, разных детей и руководителей, программы школы № 10 является исключительно творческими, индивидуальными документами. Выбор формы и содержания целевых программ обусловлено на только общими педагогическими задачами, но и экономическими и социальными особенностями развития школы. Главным назначением программ Сергей Николаевич считает помощь в организации учебно-воспитательного процесса, и поэтому они удобны в пользовании, являются рабочими, а не формальными документами. Главные вопросы, на которые дают ответ программы, это: Каков определенный аспект деятельности заведения сегодня? Каким хотим его видеть в будущем, каких результатов пытаемся достичь? Как это сделать? В программно-целевого планирования директор привлекает как можно больше работников или создает школьную инициативную группу, члены которой работают над решением конкретных задач. Подготовка программы — достаточно сложный процесс, поскольку это не просто план работы, а значительно объемнее по содержанию, а главное, — сущностью документ. Составляя целевую программу, С. М. Бакал четко осознает социальный заказ школы, содержание государственных и нормативных документов по управлению образованием. На диагностической основе глубоко анализирует работу педагогического коллектива, изучив интересы, практические потребности всех участников учебно-воспитательного процесса. Анализ — одна из важнейших участков работы руководителя учебного заведения, достаточно важный фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса, и поэтому Сергей Николаевич на тщательный анализ не жалеет ни сил, ни времени. Квалифицированный педагогический анализ дает ему возможность оценить эффективность учебно-воспитательного процесса, определить факторы, которые наиболее существенно влияют на результаты обучения, воспитания и развития, выявить причины имеющихся недостатков.