Контроль за учебно-познавательной деятельностью

Для сегодняшних детей надувная праздничная шарик, приобретенная в магазине, — вещь обычная. Однако для пас она была большой ценностью. Изготовить ее мы могли раз па год, когда дома кололи годованика. Испросив у родителей пузырька, его виминалы в пепле, вымачивали и, бросив несколько горошин, надували.
http://alihanrin.com/знаменитости/новости-звезд/рианна-в-снялась-в-новой-необычной-фот/

Засушенный шарик служила игрушкой весь сезон. А с свиных хрящиков делали довольно остроумные Жужжалка. В одной из статей Юлиус Фучик сказал: детские игры — зеркало общества. В этом вместительном афоризме есть львиная доля правды. Вспомним, как в послевоенные лета были модными игры «в войну». Распределившись на два лагеря, мальчишки азартно играли в «красных» и «белых», «наших» и «фашистов». Это был живой отклик истории; в этих веселых (потому что всегда побеждали «наши») и одновременно печальных (ведь еще ятрилы раны военного лихолетья) играх участвовали дети, подавляющее большинство родителей которых не вернулась с войны. Сейчас, на расстоянии времени, легче осознавать, подвергать анализу детскую психологию. Вспоминаю и одновременно удивляюсь одному обстоятельству: какими бы прочными ни были укрепления чужаков, сколько бы не участвовало в чужом лагере, и все же побеждали наши — с удвоенной, утроенной энергией шли в наступление, теряя на поле боя воинов, но «врага» все же отражали, гнали его за тридевять земель. Могу авторитетно утверждать, что ни позерства, пи плакатных сценок мы не разыгрывали — тот извечный дух защиты родной земли, своих святынь был решающим, подвергал силы и мужества в этих играх, где на глазах мужали сиротские дети ... О детские игры можно говорить много — они настолько разнообразны, интересны и поучительны, что их роль в детском возрасте трудно переоценить. Подавляющее большинство «азбучных истин детства», как образно называют эту форму досуга, рождалась в среде простого народа, а следовательно, и выполняла определенные функции человеческого общежития: «оформление» в юном возрасте элементов трудолюбия, усвоение родословных духовных критериев к песне, истории, почете демократических рыцарских рис. Игры открывали детям живую историю своего народа, учили любить народных героев и ненавидеть обидчиков. Сельские игры были и своеобразным, как на современную терминологию, детским садом. Родители многодетных семей постоянно находились в поле, и поэтому сельские группы объединяли подростков в самостоятельные ячейки. Для многих детей такие гулянки были не только формой досуга, но и своеобразной школой, где усваивались первые азбуки науки. Есть потребность хотя бы бегло осмотреть наше, образно говоря, современное хозяйство, — что из традиционного усвоено в нынешних играх, формы возникли и какова их практическая целесообразность. Большой Жан-Жак Руссо отмечал в свое время: «У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать». Учитывая па это п возникали детские игры, поэтому вопы и прошли века, захватывая не одно поколение своей практичностью и естественностью. Многие лучших традиционных образцов перешло и в наше время. На окрестностях городов, в селах, детских садах можно увидеть, как охотно играют дети в различные игры, каким рвением и радостью светятся их лица. Но, внимательно присмотревшись, можно заметить одну деталь: большинство игр связана с уклоном па умственное развитие. Расположившись под беседкой, дети могут просидеть полдня, разгадывая какую-нибудь замысловатую схему или до одурения искажать подвижный кубик, чтобы составить одноцветную плоскость. Конечно, ничего плохого в этом нет — наоборот, подобные игры также способствуют умственному мышлению. Но такая односторонность приводит к тому, что дети лишены своей природной стихии — подвижности, ритма, которые так необходимы в юном возрасте. Скажем, не является абсурдной настольная игра в футбол? Где, как не па свежем воздухе, имеют закаливать свое здоровье дети. Мне кажется, что те, кто координирует выпуск детских игрушек, увлеклись шаблонностью — все усилия сосредоточены для того, чтобы ребенка приковать к месту, сделать ее своеобразным домочадним технократом. Посетите любой «Детский мир» и непременно увидите множество игрушек именно такого направления. А ребенок же должен быть как можно больше на природе, вести активный, подвижный образ жизни. Может, потому, что мы лишаем детей активного общения с природой, паши подростки весьма уже пренебрегают с ней ... Удивляет еще одно обстоятельство: львиную долю детских игрушек составляют Портаменто военной амуниции — танки, пулеметы, автоматы, пистолеты и винтовки. Конечно, у мальчиков такие игрушки вызывают повышенный азарт, и было бы, очевидно, лишним изымать их из повседневной ассортимента. Однако нельзя забывать и обратного — чрезмерное увлечение может привести и к нежелательным последствиям: сегодня ребятишки играет игрушечным пистолетом, завтра он спокойно примет «па мушку» птицу, попадет в окно соседи, прикаличить кота, а послезавтра ... Мы уже были свидетелями, чем заканчивались чрезмерные увлечения такими упражнениями. По этому поводу поведу одни случай, который о многом говорит. Как-то довелось быть свидетелем такой истории. В городском парке, присев па звене, вели неспешную беседу двое пожилых людей. По всему видно было — встретились ветераны, чтобы вспомнить нелегкие военные годы. Но вот их разговор оборвал мальчуган: пробежав рядом, он внезапно протрискотив игрушечным автоматом, нацеленным на людей, среди них и у моих соседей. Я видел, как сник один из них, лицо пойнялося грустью и определенной растерянностью. Седовласый мужчина поднялся, подошел к еще достаточно молодых родителей. — Простите, — сказал вежливо, — только ваш сын взял «на мушку» всех, кто сидел на скамейках. Не считаете ли вы нужным объяснить ему, что такое игра весьма настораживающие ... — А что, собственно, в этом плохого? &Mdash; оборвал на полуслове молодой отец. &Mdash; Это же ребенок, ему надо чем заняться. — Такс занятия антипедагогические, потому что ... Но молодая пара даже не смогла выслушать до конца пожилого человека — спокойно пошла вслед за своим сыном, который бежал парком и трещал на всех игрушечным автоматом ... Сценка эта и сейчас стоит перед глазами. Она заставляет нас о многом задуматься. Ну, взять хотя бы то, что родители не всегда осознают важность детской психологии, не придают значения тому, что несут в себе детские игры. Ведь их любая форма является непременным средством воспитания. От того, каким оно будет, какую цель преследует, зависит во многом будущее жизненная позиция человека, комплекс усвоених рис. Но только родителей в этом вина? С некоторых пор наше учительство переориентировало ученическое досуга почти исключительно па военизированные игры. Скажем, во всех школах и районах проводят официальные взлеты «Зарницы». Тысячи, если не миллионы, детей привлечены к абсурдной акции — своеобразных военных маневров. Я никак не могу понять, зачем в подростковом возрасте приучать наших детей к жестоким навыков (война, какой бы она ни была, всегда не имеет человеческого лица).