Игровые занятия по теории вероятностей и математической статистики часть 2

Алгоритм проведения ДГВЯ На первом этапе (подготовительном) все участники игры знакомятся со структурой, содержанием, целью и задачей игры, системой стимулирования; получают инструкции, формы расчетных бланков, тексты задач, выбирают президента филиала, ведущих инженеров, двух представителей совета экспертов, организуют отделы и группы филиала. Президент филиала, ведущие инженеры, получив задание, распределяют его между подчиненными. Все участники игры изучают теоретический материал, решают прикладные задачи по теории вероятностей. На втором этапе деловой игры (разработка алгоритма построения математической модели и их реализация по учебным данным) инженеры групп под руководством ведущих инженеров и президента филиала разрабатывают алгоритм построения математической модели, оптимизируют его информационным критерием эффективности. Каждый инженер реализует полученный алгоритм для обработки учебных данных. Результаты работы групп по выбору и построения математической модели учебных данных ведущие инженеры и президент филиала представляют совете экспертов для контроля (контроль выполняется с помощью ЭВМ).В конце этапа подводятся итоги выполнения работы каждого подразделения филиала фирмы. На третьем этапе деловой игры (анализ результатов деловой игры) подводятся окончательные итоги работы групп, отдела за весь период. Участники игры анализируют результаты проделанной работы, делают выводы, дают советы по методике организации и проведения деловой игры, проводится заседание научно-технического совета. Система стимулирования Назначение системы стимулирования — активизация деятельности участников игры. Баллы за выполненную работу начисляются по таблице показателей премиальных и штрафных баллов (табл. 1).
Услуги главного бухгалтера

Вопрос для проверки Теоретическая знаний по теории вероятностей и математической статистики получает президент филиала на первом этапе ДГВЯ. По деловую игру участники могут набрать, например, 270 баллов. Результаты игры обязательно учитываются в экзамене. Рабочий план ДГВЯ Деловая игра проводится в часы, отведенные для проведения практических занятий и лабораторных работ, включая часы самостоятельной работы студентов. Рабочий план первого этапа (подготовительного) может быть следующим: Занятия 1. Вводное. Цель занятия — ознакомиться с условиями игры, функциями ее участников, распределить роли, составить календарный план работы, ознакомить с работой автоматизированного учебного комплекса. Занятия 2. Тема: "Случайное событие. Формула полной вероятности. Формула Бейеса. "Цель занятия: получить навыки применения формулы классического определения вероятности событий, теорем сложения и умножения вероятностей, формул полной вероятности и Бейеса к решению задач. Занятия 3. Тема: «Повторение испытаний».Цель занятия — привить навыки решения задач, в которых рассматриваются независимые испытания с помощью формулы Бернулли, Пуассона, локальной и интегральной теорем Лапласа. Занятия 4. Тема: «Дискретные случайные величины». Цель занятия — выработать умения решения задач с использованием законов распределения вероятностей дискретной случайной величины, нахождения числовых характеристик. Занятия 5. Тема: "Функция и плотность распределения вероятностей случайной величины. Числовые характеристики и законы распределения вероятностей случайных величин ".Цель занятия — приобрести навыки нахождения функции и плотности распределения вероятностей, числовых характеристик, решения задач на равномерное, нормальное, показательное распределение. Каждая группа отдела получает индивидуальное задание в виде перечня задач по каждой теме занятий (4, 63-68). Количество задач должна быть рассчитана индивидуально для каждого инженера группы. Содержание задач соответствует задачам дядю. Второй этап деловой игры «Разработка алгоритма построения математической модели и ее реализация по учебным данных». Цель этапа — приобрести навыки и умения применять математическую статистику исследованию производственных параметров, составление алгоритмов развязку проблем, возникших в ходе решения задачи, поиска рационального развязку, анализа и обобщения полученных результатов. Задача, которую выдает президент ведущим инженерам на весь второй этап игры, заключается в исследовании показателей качества выпускаемой продукции предприятие. Для каждого инженера группы задание представляет собой таблицу показателей по 150 данных двух параметров (4,69-108). Для выполнения задания удобно составить общий алгоритм построения математической модели исследуемых параметров. Поэтому ведущие инженеры предлагают группам бюро составить проект такого алгоритма и из предложенных вариантов выбрать оптимальный. Составление алгоритма планируется в начале занятия № 6, занятия № 6-11 отведенные на его реализацию. Обязательно сравниваются полученные результаты в группах и каждая группа делает выводы. Для третьего этапу игры (анализ результатов ДГВЯ) отведено последнее занятие — №12. Цель занятия — проанализировать выводы исследований. Таким образом, сочетание опыта и знаний, требует игровое занятие и им формируется, позволяет обучающемуся, четче увидеть целостность процесса будущей профессиональной деятельности, лучше понять содержание обучения, увидеть свои ошибки и оценить полученное. Наглядность, осязаемость процесса поиска и получения результатов приводит к более глубокому и четкого понимания учебного материала. Литература

  1. Вентцель В. С.Овчаров Л. А.Теория вероятностей и ее инженерные приложения М. "Наука «1988г. 480 с.
  2. Ивашев-Мусатов О. С. Теория вероятностей и математическая статистика М.»Наука "1979. 195с.
  3. Петрук В. А. Кашканов Г. Вероятности модели и статистическая оценка решений. Учебное пособие, Винница, Издат. ВГТУ 2000-198с.
  4. Петрук В. А. Высшая математика с прикладными задачами для игровых занятий. Учебное пособие, Винница, Издат. ВГТУ 2000-118с.