Концептуальные основы аттестации методистов высших учебных заведений последипломного педагогического образования

Концептуальные основы аттестации методистов высших учебных заведений последипломного педагогического образования В каждом образовательном учреждении или учреждении сформировался собственный опыт организации и проведения аттестационного процесса. Аттестация педагогических работников предусматривает комплексную оценку их профессиональной деятельности, определение соответствия занимаемой должности и уровню квалификации. Опыт организации и проведения аттестации педагогических работников, в том числе учителей, раскрыли такие авторы, как С. Болтивець, И. Буртовий, Б. Зязин (критерии оценки теоретической и практической подготовки кадров) Т. Вакуленко (классификация форм внутришкольной классификации), А. Вознюк ( психологическая готовность руководителей школ к управлению аттестацией педагогических работников), С. Денисюк, В. Захарчук, О. Кононенко, О. Крупило, О. Перехейда, Н. Шкарпитко (опыт аттестации педагогических работников Харьковской и Киевской областей), О. Онуфриевои (историко методологические основы исследования аттестации учителей), А. Рябова (проблемы, связанные с аттестацией педагогических работников), А. Смирнова (разъяснения по установлению квалификационных категорий) и др. Однако некоторые аспекты организации, содержания аттестационного процесса, общих требований к квалификационным категориям нуждающихся подробного рассмотрения.
опасность разлоченных роутеров 4G

В частности, нами исследовалось вопросы организации и проведения аттестации методических работников высшего учебного заведения последипломного педагогического образования (ВНЗППО). Заметим, что по этой проблеме встречаются лишь отдельные публикации. В то же время отмечаем, что аттестация стимулирует творческую профессиональную деятельность методиста, повышает его ответственность за результативность работы, и предопределяет актуальность представленного исследования. Результаты эмпирического исследования. В ходе исследования было выяснено, что на должности методистов ВНЗППО обычно назначают лиц из числа опытных педагогов (в частности — учителей-методистов), директоров учебных заведений или их заместителей и тому подобное. Однако, как показали результаты диагностики, не все вновь назначенные методические работники имеют достаточный опыт педагогической деятельности (20-50%), а особенно — по организации научно-методической работы с педагогическими работниками, и вызывает определенные трудности в их деятельности. Возникает противоречие между желанием и готовностью педагогов к работе в должности методиста ВНЗППО. Это объясняется тем, что методических работников системы последипломного педагогического образования специально не готовят в педагогических высших учебных заведениях. На основе изучения и анализа Типового положения об аттестации педагогических работников, научных и иных публикаций, опыта практической работы показали, делаем вывод, что содержание деятельности методиста в значительной степени отличается от работы учителя, что и обусловливает необходимость подготовки педагога к выполнению должностных обязанностей методиста с помощью его постоянного специального обучения и самообразования. Методист ВНЗППО в первую очередь должен быть высококвалифицированным специалистом по конкретному учебному предмету или по направлению деятельности, уметь спланировать на основе проективной педагогики и эффективно организовать научно-методическую работу с педагогическими кадрами, направленную на повышение их профессиональной компетентности, обеспечение личностного профессионального развития. Поэтому вновь назначенные методисты требуют постоянного обучения, повышения уровня методического мастерства. Существенную роль в этом отводим межаттестационный периода, во время которого методист учится, развивает профессиональные компетенции. Цель и задачи исследования. Целью исследования является создание оптимальных условий для качественного профессионального развития методических работников ВНЗППО в межаттестационный период. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать и обобщить достижения педагогической науки и практики по вопросу аттестации педагогических работников, определить проблемы, требующие разработки, обосновать концептуальные основы аттестации методических работников, разработать алгоритм и содержание аттестационного процесса методистов ВНЗППО, оформить образцы аттестационной документации. В статье раскроем концептуальные основы аттестации методических работников и определяем вопросы для дальнейшей разработки. Методика и организация исследования. В Киевском областном институте последипломного образования педагогических кадров (КОИПОПК) сложилась система организации и проведения аттестации методических работников, которая предусматривает: четкую организационную структуру управления этим процессом, органическое сочетание аттестации и внутришньоинституцийного управления и контроля, предоставления тем, кто аттестуется, возможности самореализации и проявления творческого потенциала, усиление внимания к совершенствованию системы контрольно-аналитической деятельности, осознание необходимости методическими работниками необходимости иметь глубокие знания по содержанию образовательного процесса, государственных требований к его обеспечения; системы анализа, статистической обработки и подведения итогов аттестации методических работников. Это обусловило необходимость разработки в институте системы разнопланового обучения для вновь методистов с целью развития их профессиональной компетентности. Его тематика определяется профессиональными запросами современного педагога и социальными потребностями. В программу обучения в частности включены следующие темы: организация и содержание работы методиста, планирование и формы научно-методической работы, применение интерактивных методов обучения, методика проведения тренинговых занятий, использование средств ИКТ в методической работе, подготовка методистов по программе «Intel Обучение для будущего», методика разработки электронных программно-методических комплексов для учителей и учеников, учебно-методических комплексов для обучения педагогических работников по дистанционной форме обучения, подготовка педагогов к внедрению здоровьесберегающих технологий в практику работы школы и тому подобное. Организация и проведение аттестации методических работников института основывается на разработанных нами концептуальных основах, сущность которых кратко опишем. Общим направлением деятельности всех методистов является обеспечение научно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса как содержания и результата научно-методической работы, которая изучается, анализируется и оценивается аттестационной комиссией в период аттестации.