Концептуальные основы внедрения информационных технологий обучения в систему профессионального образования часть 2

Современная система образования, в том числе и военная, должна основываться на новой философской методологии, составляет методологическую основу педагогики и позволяет внести в учебный процесс эпистемологический, аксиологический и личностный смысл. Научном решению этих задач направлена новая отрасль — философия образования, в зарубежной и отечественной науке в настоящее время активно развивается. Современная философия образования в Украине, по мнению И. А.Зязюна, должно быть только гуманистической: "Гуманистическая концепция образования холистическая, то есть лишена статистического, безличного подхода к человеку, который возникает при этом не совокупность отдельных познавательных процессов и психических свойств, а целостной личностью . Самое важное в этом подходе формирование у учащихся отдельных нормативных знаний, а механизмов самоучиння, саморазвития, самовоспитания с учетом максимального проявления индивидуальных способностей каждого ученика "(1, 8-9). Целью гуманистической философии образования, по мнению С. О.Черепановои, является формирование «творчески-гуманистической личности как целостного субъекта культуры», которое предусматривает "распредмечивание культурного опыта нации и человечества, многообразных формообразований материальной и духовной культуры путем их деятельностного освоения, познания и развития, самопознания и самодеятельности, привлечение новых поколений (средствами образования и самообразования) в культуротворческой деятельности "(3, 30-32). С позиций гуманистической философии образования современный этап национальной системы образования, в том числе и военной, характеризуется тем, что старые механизмы уже не действуют («авторитарно-императивные»), а новые (гуманистические) еще не возникли.
Автозапчасти

Наше образование направлено на овладение учащимися как объектами обучения определенной совокупностью программируемых знаний, навыков и умений. Это образование преимущественно имеет авторитарный характер, направленная на социализацию ученика с позиций его максимальной общественной полезности. То есть, это — образование информационного типа, которая производит общие и определенные профессиональные знания, навыки и умения. Почему так происходит? Потому что на протяжении последних веков в науке существовала и, практически, продолжает господствовать система мышления, основанная на «ньютоно-картезианской парадигме» (И. А.Зязюн), что «правит балом» и в области педагогики и психологии. Согласно этой парадигме, система образования была «бездетной», то есть безличной. Гуманизация в педагогике может означать поворот отечественной системы образования к личности ученика, уважение его индивидуальности, готовности и права на ошибку, выявление доверия к ней, понимания его потребностей и интересов, не только подготовка к жизни, но и обеспечение полноценной жизни в детстве, молодости и в течение всей жизни. Конечным результатом образования должно быть внутреннее состояние человека на уровне потребности узнавать новое, приобретать знания, производить материальные и духовные ценности, помогать ближнему, быть добротворца. Для этого необходимо изменить мышление педагога по личностных устремлений и жизненных ориентиров учащихся, отношение к ним как к активным субъектов учения, которые способны учиться эффективно не только под принуждением, но и добровольно, по собственному желанию и свободным выбором. В основе реализации гуманистической парадигмы должно лежать признание педагогами права ученика быть субъектом учения и первоначальное принятие его таким, осознание ими чрезвычайной важности этого подхода должно стать краеугольным камнем образовательной идеологии в Украине на этапе формирования национальной системы образования и установление субъект-суб ' объектно взаимоотношений между педагогами и субъектами учения в учебном процессе. Поэтому внедрение современных информационных технологий обучения имеет не отдалять педагога от ученика, а наоборот способствовать их взаимодействия и сотрудничеству. Возникает вопрос: насколько существующие дидактические системы способствуют этому? К сожалению, большинство из них не только не способствуют, но и тормозят это, потому что они изначально не признают за учеником права быть субъектом учения и, соответственно, не создают условия для формирования субъект-субъектных отношений в этом процессе . Какие дидактические системы способствуют этому? К этим системам относятся педагогика сотрудничества, гуманистическая педагогика и личностно-ориентированное обучение. По нашему мнению, только творческое, комплексное и системное использование основных идей и технологий этих дидактических систем будет способствовать качественному решению актуальных задач национальной системы образования по обеспечению субъектности ученика в учебном процессе. Субъектность — это право ученика на свою активность, самобытность, самостановления, самоопределения, самореализации и, в конце концов, на самоактуализацию в жизни. Потребность субъектности ученика проявляется в его стремлении к независимости, активности, решения своих проблем, решительной реализации своих потребностей и стремлений, презентации своих возможностей, творческого развития своей личности и активного отстаивания собственных взглядов. В русле этих условий основу педагогической деятельности учителя должен составлять осознание ценности человеческой личности, признание субъектности ученика в учебном процессе, содействие и помощь в его самоактуализации. Широкое внедрение информационных технологий обучение не должно сопровождаться отказом от традиционных методов обучения. Здесь должно быть оптимальное сочетание традиционных и современных технологий обучения, их мотивированное использование в учебном процессе. То есть современные информационные технологии не должны быть самоцелью в учебном процессе, а служить эффективному решению развивающей, воспитательной и образовательной целей национальной системы образования. Следующий важный аспект их применения — это их психологическое обоснование. Поэтому психологическая наука научно обосновать технологию их применения в учебном процессе. Они должны соответствовать духовным, психическим и физиологическим возможностям ученика и коем случае не наносить вред его общему развитию. Все это требует существенного обновления методического обеспечения учебного процесса, предусматривает гибкость и инвариантность учебных планов и программ подготовки соответствующих специалистов. Соответственно, необходимо новое поколение современных учебников и учебных пособий. Итак, современное образование должно нести непосредственную ответственность не только за усвоение учениками программного материала, овладение определенной специальности и получение работы, но, в первую очередь, того, что необходимо для полной его самоактуализации в нынешних сложных социально-политических и экономических условиях, для полнокровной жизни, в котором труд является лишь его частью. Поэтому информационные технологии в образования должны действовать только в этом аспекты. Методологической основой такого образования является гуманистическая парадигма как конкретное проявление гуманистической философии образования, конечной целью имеет воспитание духовно богатой, национально сознательной личности украинского гражданина, субъекта полноценной профессиональной деятельности и способствовать выходу национальной системы образования в мировое образовательное пространство. Литература

  1. Зязюн И. А. Современное образование в контексте гуманистической философии // Диалог культур: Украина в мировом контексте. Философия образования: Сб. наук. трудов / Ред. кол .: И. А.Зязюн (глав. ред.), С. О.Черепанова (сост. и отв. ред.), Н. Г.Ничкало, В. Г.Скотний и др. — Львов: Мир, 1999. — Вып.4. — С.5-12.
  2. Ничкало Н. Г. Современные тенденции и проблемы непрерывного профессионального образования // Современные информационные технологии и инновационные методики обучения в подготовке специалистов: методология, опыт, проблемы // Сб. наук. пр. — Киев-Винница, 2000. — 486 с.
  3. Черепанова С. А. Философия образования: бытие человека в универсуме культуры // Диалог культур: Украина в мировом контексте. Философия образования: Сб. наук. трудов / Ред. кол .: И. А.Зязюн (глав. ред.), С. О.Черепанова (сост. и отв. ред.), Н. Г.Ничкало, В. Г.Скотний и др. — Львов: Мир, 1999. — Вып.4. — С.22-33.