Особенности организации и совершенствования системы обучения в условиях болонского процесса

Реферат на тему Особенности организации и совершенствования системы обучения в условиях Болонского процесса Для современной Европы характерны мощные интеграционные процессы, которые охватывают различные области общественной жизни отдельных стран. Наряду с принципиальными изменениями социально-экономического характера наблюдаются тенденции формирования общеевропейского образовательного пространства. Существенно возрастают требования к квалифицированному работнику, что вызвано изменением структуры экономических взаимоотношений и рынка труда. Соответственно растут требования к качеству образовательных услуг, системы подготовки высококвалифицированных работников и системы образования в целом. Одним из важных задач современного высшего учебного заведения является подготовка профессионала, мобильного на рынке труда, способного к адаптации и наиболее полной реализации своего творческого потенциала. Важным шагом к формированию общеевропейского образовательного пространства стала Болонская конвенция, которая начала процесс интеграции образовательных систем европейских стран. Одним из этапов его реализации является адаптация образовательных систем стран Европы к единому стандарту. Поскольку наша страна является активным участником общеевропейских процессов, актуальным является вопрос перспектив развития отечественной системы высшего образования и ее особенности в условиях реализации положений Болонской декларации. Особенности и перспективы вхождения Украины в единое европейское образовательное пространство исследовались в научных публикациях и методических изданиях. Стратегию участия страны в Болонском процессе намечены в работах.
ссылка

В частности, определены перспективы сближения образовательных систем европейских стран. Определены основные принципы вхождения в европейское пространство высшего образования. Разработаны основные принципы развития высшего образования Украины в контексте Болонского процесса. Вместе с этим, интересным остается вопрос специфики адаптации отечественной системы высшего образования к общеевропейскому стандарту. Поэтому в статье ставится задача проанализировать основные положения Болонской декларации, возможные пути их реализации в практике отечественных учебных заведений и первые результаты внедрения кредитно-модульной системы. Приоритеты развития отечественной образования определены Государственной национальной программе «Образование» («Украина XXI века»). Среди стратегических задач реформирования образования выделены: вывода образования в Украине на уровень развитых стран мира путем реформирования ее концептуальных, структурных, организационных основ, преодоление монопольного положения государства в сфере образования через создание на равноправной основе негосударственных учебно-воспитательных заведений, глубокая демократизация учебных заведений, формирование многовариантной инвестиционной политики в области образования. Программа определяет основные пути реформирования образования: внедрение в учебно-воспитательный процесс современных педагогических технологий и научно-методических исследований, отход от авторитарной педагогики, повышения профессионального и общекультурного уровня педагогических кадров, формирования новых экономических основ системы образования, реорганизация существующих и создание учебно-воспитательных заведений нового поколения, региональных центров и экспериментальных площадок для отработки и отбора эффективных педагогических инноваций и образовательных модулей, демократизация, децентрализация системы управления образованием, создание региональных систем управления учебно-воспитательными учреждениями. Стратегической задачей международного сотруд-чества в области образования определено обеспечение процесса интеграции Украины в мировое научное, образовательное и культурное пространства, широкого участия отечественной образовательной системы в мировом научном и педагогическом жизни, в международных и научных контактах. Таким образом, важной задачей развития системы образования является ее вхождения в мировое и европейское образовательное пространство. Идеи интеграции образовательных систем европейских стран появились как результат формирования европейского сообщества, рост требований к профессиональной и социальной мобильности квалифицированных работников, изменений в структуре европейской экономики и потребностях в квалифицированной рабочей силе. Впервые идея «Современная Европа — Европа знаний» была сформулирована в 1998 году, когда министры образования Франции, Германии, Великобритании и Италии подписали в Сорбонне соответствующую декларацию. Ее продолжением и развитием стала Болонская конвенция, подписанная в 1999 году 29 странами Европы, начала Болонский процесс — реформирования и развития нормативно-правового и методического обеспечения образовательных отраслей европейских стран. Основными положениями Болонской декларации являются: построение Европейской зоны высшего образования как предпосылки развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства; формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала страны как составляющих Европы; усиление международной конкурентоспособности систем высшего образования отдельных стран и Европейской в целом, повышение престижности в мире; роли университетов в развитии общекультурных ценностей. Для достижения целей общеевропейского образовательного пространства запланировано: 1. Введение двухуровневого обучения в высших учебных заведениях. Первый уровень (цикл) должно продолжаться 3-4-и года и завершаться получением студентами степени «бакалавр». Второй цикл продолжительностью 1-2-а года предусматривает получение степени «магистр». Также предусмотрена возможность получения степени «доктор» после завершения второго цикла обучения. При этом срок обучения (1 и 2-й циклы) продлится 7-8 м годам. 2. В системах высшего образования стран — участниц Болонской декларации планируется ввести технологию кредитно-трансферной и аккумулирующей системы (ЕКТАС). Предусматривается введение унифицированной системы учета трудоемкости различных видов учебной работы студентов в кредитах. 3. Согласно принципам Болонской конвенции контроль качества подготовки специалистов должна осуществляться, в первую очередь, путем объективной оценки профессиональных умений в соответствии со стандартами транснационального образования. 4. Результатом процессов модификации образовательной среды должен стать рост профессиональной и социальной мобильности выпускников высших учебных заведений в пределах Европы. 5. За счет унификации процесса подготовки специалистов академические степени и квалификационные уровни будут едиными для европейских стран и, таким образом, значительно упростится трудоустройства выпускников высших учебных заведений за пределами своей страны. 6. С введением новшеств предполагается рост привлекательности европейского образования и интереса к высшему образованию в целом. Основными элементами ЕКТАС являются: информационный пакет, который включает общую информацию об университете, название направлений, специальностей, специализаций, результаты работы студента, формы и условия контроля, система оценивания, содержание учебных дисциплин; соглашение между студентом и вузом, что определяет направление подготовки специалиста, образовательно-квалификационный уровень, порядок и источники финансирования; академическая справка оценивания знаний студента с использованием зачетных единиц — кредитов. Особенностью предлагаемой системы является п

оривняння трудоемкости кредитов через индивидуальные достижения студентами единых норм согласно ЕКТАС на конкретных этапах выполнения индивиду-альных учебных планов. Кредитно-модульная система организации учебного процесса разрабатывается как модель организации учебного процесса с сочетанием модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц — зачетных кредитов. В ее контексте под модулем понимается документированная завершена часть образовательно-профессиональной программы (учебной дисциплины, практики, государственной аттестации), которая реализуется через те или иные формы учебного процесса. Единицей измерения учебной нагрузки, необходимого для освоения содержательных модулей в данной организации подготовки специалистов, является зачетный кредит. Основной целью внедрения кредитно-модульной системы организации обучения является обеспечение студентам возможности учиться по индивидуальной вариативной части образовательно-профессиональной программы, ориентированной на конкретные практические требования заказчика специалиста по той или иной отрасли, а также предпочтения и способности студента; создание условий для стимулирования будущих специалистов, которые получают высшее образование, и поощрения их к качественному образованию; предоставление студентам возможности получать профессиональные квалификации в соответствии с требованиями и потребностями рынка труда. Формирование индивидуального учебного плана студента должно осуществляться на основании перечня содержательных модулей, согласно схеме подготовки специалистов определенной квалификации. Учебный план должен быть выполнен студентом в течение срока, не превышающего предельный срок обучения, устанавливается отраслевыми стандартами высшего образования. Индивидуальный план студента должен включать обязательные (нормативные), то есть, необходимые для достижения образовательно-квалификационной характеристики, и выборочные содержательные модули. Выборочные модули обеспечивают выполнение вариативной части образовательно-квалификационной характеристики и позволяют обеспечить специализацию и углубленную подготовку по направлению будущей профессиональной деятельности. Свой индивидуальный план студент может формировать под руководством куратора. При этом предусматривается возможность индивидуального выбора содержательных модулей с соблюдением последовательности их изучения в соответствии со схемой подготовки специалиста. Предполагается, что такая система организации обучения давать возможность осуществлять переход в пределах родственных направлений подготовки. Эти направления определяются по базовым содержательными модулями, составляющих нормативную (обязательную) часть индивидуального учебного плана. Направления могут считаться родственными, если существующую разницу между объемами содержательных модулей студент имеет возможность усвоить, не выходя за пределы предельного срока обучения. Предполагается, что зачисление выполнения содержательных модулей индивидуального плана будет осуществляться путем контроля качества образования в течение учебного года (не обязательно в форме зачетно-экзаменационной сессии). Поскольку в перспективе предусматривается возможность перехода студентов в пределах родственных направлений не только в одной стране, но и продолжения обучения в европейских учебных заведениях, необходимо обеспечить построение системы обучения в соответствии со следующими основными принципами: система оценивания качества должна быть стандартизированной и формализованной; достижения студентов сопоставляются путем сравнительной трудоемкости кредитов — достижений каждым студентом установленных ЕКТАС норм, обеспечивающих академическую мобильность, государственное и международное признание результатов образования; декомпозиция содержания образование и обучение на относительно самостоятельные по учебной нагрузкой студентов части, обеспечивают накопление заданной трудоемкости кредитов в рамках индивидуального учебного плана и накопления заданной для конкретной дисциплины количества кредитов (выполнение всех видов учебной работы в соответствии с программами изучения дисциплины); модульность предполагает такую организацию учебного процесса, при которой студент осваивает содержательные модули через активную самостоятельную, творческую деятельность. Учебный процесс планируется реализовывать с использованием всех традиционных форм (лекции, семинары, практики, самостоятельная работа, консультации и др.) С оценкой учебных достижений студента по уровню выполнения учебных задач. Оценивания может осуществляться по существующей в вузе системы с переводом результатов в шкалу ЕКТАС: отлично (A), хорошо (BC), удовлетворительно (DE), неудовлетворительно с возможностью повторного составления (FX), неудовлетворительно с обязательным повторным курсом (F ). На сегодня участниками Болонского процесса является более 40 европейских стран, включая Россию. Украина присоединилась к Болонской конвенции в мае 2005 года. В течение 2003—2009 гг. Планируется провести эксперимент в странах-участниках Болонского процесса с целью выявления возможностей их образовательных систем по вхождению в единое европейское образовательное пространство. С целью ускорения процесса интеграции отечественной системы высшего образования в общеевропейское образовательное пространство в 2003—2004 учебном году начался педагогический эксперимент по внедрению кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших учебных заведениях III-IV уровней аккредитации, разработанной с учетом основных положений Европейской кредитно-трансферной и аккумулирующей системы. Сегодня эксперимент по внедрению кредитно-модульной системы активно проходит в ведущих высших учебных заведениях: Национальном авиационном университете, Киевском национальном экономическом университете, Национальном педагогическом университете имени М. П. Драгоманова и др. Так, в Национальном авиационном университете в течение двух последних учебных лет вводится обучение по кредитно-модульной системе. Согласно ей учебный материал разделен на логически завершенные модули, количество которых составляет от 2 до 4-х (как правило, 2-3 модули в семестр). В пределах каждого отдельного модуля студент выполняет различные виды учебной работы, которые соответствующим образом оцениваются: работа на лекциях, ответы на семинарских и практических занятиях, подготовка к семинарским, практическим занятиям и лабораторным работам, ис-ния лабораторных работ, дополнения, экспресс-контрольные, самостоятельные работы, индивидуальные зада ния, рефераты, курсовые работы, расчетно-графические работы и др. Каждый вид работы оценивается соответствующим количеством баллов (например, ответ на семинарском занятии — 3 балла, дополненной ния — 1 балл, экспресс-контрольная — 2 балла). Студент может получить поощрительные баллы за участие в научно-исследовательской работе, исполнительность и своевременность выполнения обязательных задач и тому подобное. Каждый модуль (как составляющая учебного процесса) завершается модульной контрольной работой, направленной на закрепление, обобщение и систематизацию полученных во время обучения знаний и умений. К модульного контроля студент допускается при условии своевременного выполнения запланированных задач. По результатам текущего контроля и модульного контроля студент получает итоговую рейтинговую оценку, которая выражается в баллах, оценкой по традиционной шкале (удовлетворительно, хорошо, отлично) и уровнем по шкале ЕКТАС (А, В, С, В, Е, FX, F). По результатам изучения дисциплины в течение семестра студент может получить максимальное количество баллов — 100. Если студент вовремя и успешно выполнил все задачи в рамках конкретных модулей и модульные контроле, он получает итоговую курсовую модульную рейтинговую оценку, которая заносится в ведомость и зачетную книжку. Если студент хочет повысить итоговую оценку, он может составлять семестровый экзамен. Таким образом, итоговый экзамен не является обязательным при условии своевременного и успешного выполнения основных видов учебной работы. То есть, существенно возрастает мотивация систематической учебно-познавательной деятельности студента, с одной стороны, и объективность и эффективность контроля и оценки, с другой. Практика показывает, что студенты довольно быстро адаптируются к модульного обучения, приучаются систематически выполнять учебные задания, самостоятельно работать, становятся более ответственными. Анализируя первые результаты эксперимента, в целом можно отметить такие важные особенности кредитно-модульной системы: реализация личностно-ориентированного подхода в обучении; обеспечение глубокой дифференциации и индивидуализации через большое количество разноплановых задач и видов групповой и индивидуальной, самостоятельной работы; осуществление эффективного управления учебным процессом; систематический текущий контроль и оценка учебных достижений; стимулирование активной учебной и творчески-познавательной деятельности студентов. Таким образом, рассматривая особенности реализации положений Болонской декларации, можем сделать вывод, что отечественная система высшего образования способна обеспечить подготовку специалистов в соответствии с европейскими стандартами. Вместе с этим, для эффективной работы кредитно-модульной системы нуждаются в доработке Государственный стандарт высшего образования, отраслевые стандарты, приведение в соответствии со стандартами ЕКТАС учебных планов подготовки специалистов, стандартизация системы контроля и оценки, определения качества образования.