Концептуальные основы образовательных технологий

Концептуальные основы образовательных технологий Мы вполне уверены, что наша страна может возродиться в новом качестве на новом этапе исторического развития только через образование. Изменение социально-экономической ситуации в стране усиливает необходимость поиска надежных, оригинальных и эффективных способов учебной деятельности Есть необходимость внедрения таких образовательных технологий, которые обеспечили бы эффективную подготовку одаренной и способной молодежи к вхождению в социум, формирования элиты общества, способной вывести государство из кризисного состояния. Сегодня нет необходимости аргументировать тезис, что эта проблема недостаточно исследована в педагогической науке. Опыт показывает, что все новое со временем становится традицией и традиции утверждает коллектив (социум), а новаторами выступают яркие, личности реформаторского типа. В то же время, чтобы осуществить новаторский подход, необходимо знать традиции. Так возникает проблема принципов исследования. Мы возлагаем в основу принцип поиска, а не декларирование истины (как это практиковалось в прошлые десятилетия). В этой связи генеза формирования концептуальных основ образовательной технологии рассмотрим с учетом нескольких принципиально важных факторов: а) принципа историзма как метода исследования; б) исторического опыта как критерия истины, единства, анализа, синтеза, прогноза; в) возможности увидеть образовательную технологию лицея в самодостаточный определенности и в русле общекультурного, общенаучного процесса; г) понимание взаимосвязанности традиций и новаторства, соотношение теории с практикой; г) соотнесение с международным опытом. Сознательно на первое место ставим проблему принципа историзма.
интернет аптека

В науке определяющим фактором всегда был метод. В наши дни он не только сохраняет свой вес, но и имеет концептуальное значение. В качестве доказательства возьмем развитие понятия «технология». Интерес к понятий и категорий закономерный для любой науки. Не является исключением в этом и педагогика. Однако научный поиск — это не только движение в ширину исследуемого, но и в глубину уже познанного, проникновение в сущность, установления более сложных закономерностей. Обстоятельный историко-сравнительный анализ литературных источников, осуществлен нами, позволил сделать вывод о неоднозначности содержания таких понятий, как «технология», «педагогическая технология», «образовательная технология» и фактически указал на отсутствие их в официальной терминосистеме области. Понятие «образовательная технология» является новым образованием в педагогической науке, но, несмотря на свою новизну, она генетические корни. Так, основой этого понятия является слово «технология», что происходит от греческого techne — искусство, мастерство, и logos — наука, закон. То есть «технология» (дословно) — это наука о мастерстве. Определено понятие было характерно для производственного процесса. По «технологии» в педагогике прежде заметим, что необходимо различать сущность и ее фиксацию в понятии. Сущность всегда предшествует определению, поэтому еще греческая школа имела «технологию» спартанского воспитания, но только в XIX в. были приняты понятия (форму), близкую к современной терминологии. А педагогика — наука сугубо технологическая, и она должна учить всех педагогов всех уровней образования том, как лучше работать, чтобы достичь наивысшего результата. Действительно, еще Плутарх считал обязательным использование фактов из жизни исторических личностей как «иллюстрации» к идеям и правил, которые должны прививаться в процессе воспитания. Логических конструкций диалога как средства познания и воспитания последовательно придерживался Сократ. «Воспитание и наставничество начинаются с самого раннего возраста и продолжаются до конца жизни», — настаивал Платон («Протагор», «Государство»), развивая на этой основе систему форм и средств воспитания (в различного типа школ и при изучении различных предметов). Идея формирования благородных характеров как цели воспитания определяла «технологию» достижения цели Аристотелем («Политика»). Хорошо разработанной системой подражания, наставничества, упражнений заучивания и осмысления материала в процессе воспитания стала книга римского мыслителя М. Квинтилиана «О воспитании оратора», особенно в разделе «Как распознавать способности детей и как вести себя с ними». Выдающимися явлениями мировой педагогики были система образования Ярослава Мудрого и "Поучение детям» Владимира Мономаха. Эпохи Средневековья, Возрождения, Просвещения поражают не только развитием греко-римских традиций, богатством идей и педагогических концепций, но и соответствующим богатством вводимых технологий. Да, идея fix «единого мирового государства» Т. Кампанеллы обуславливает систему умственного, физического и нравственного воспитания с четкой градацией предметов, исполнителей (Пон, Син, Мор — Мощь, Мудрость, Любовь) и средств достижения цели — воспитание «граждан мира» («дети без затруднений и, словно играя, знакомятся со всеми науками наглядным путем до десятилетнего возраста» — «Город Солнца»). Целую программу воспитания и поведения учителя разворачивает в произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле. Наглядную картину воспитания рисовал автор опытов «М. Монтень. Теоретически и практически разработанной системой образования и концепцией технологии воспитания стала педагогика Я. -А. Коменского с его детальным раскрытием не только системы сочетание» материнской школы «с» всеобщему воспитанием «, но и дидактики как теории обучения и детально разработанной программы природосоответствующем воспитания (в частности, как отсталых, так и одаренных), поскольку» основой перестройки школ есть точный порядок во всем "(" Великая дидактика "). После Я. -А. Коменского могло казаться, что «технологическая» система достигла предела совершенства. Так оказалась естественная закономерность: новые эпохи (следовательно, и поколения) приходили с новыми концепциями человека и жизни. Это приводило неизбежность инноваций — принципиальных изменений в содержании образования и воспитания, а это неизбежно приводило и изменение технологий. Приходят Ж. Руссо, К. Гельвеций, Ж. Кондорсе, знаменитый И. Песталоцци с его трудами «Линґар и Гертруда», «памятной записке парижским друзьям» и «Лебединой песней» — и снова оживают большие традиции и властно заполняют ряды педагогов инновационные концепции и программы. Убедительный пример — и украинский опыт. Г. Сковорода с огромной интеллигентностью возрождает сократовские педагогические традиции даже формой воздействия на слушателя. Но он уже мыслителем-педагогом нового времени — национально-освободительной войны, создания Украины как государства, бурного развития братских и казацких школ и академий (Острожской, Киево-Могилянской), а потому и действительно инновационного образования и педагогики. По этому пути идут Ф. Прокопович и Л. Баранович, мощные фигуры художников-педагогов: И. Котляревского, Квитки-Основьяненко, М. Максимовича, Т. Шевченко. Великий Кобзарь творит повести («Близнецы»), поэмы («Тризна»), дневник, что является педагогически инновационными не только концепционно, педагогически гуманистическими идеалами, но и дидактически, видением путей к достижению цели. Подобную тенденцию видим и в европейских педагогов — Р. Елена, Ф. Дистервеґа, И. Гербарт, который основывает свою «технологию» на доминанте синтеза философии и психологии и формальных факторах воспитательного метода. В системе Ж. Кондорсе («Доклад об общей организации народного образования»), который, в частности, в системе образования и воспитания особое место (высшая ступень) ставит лицее. Поэтому вполне естественно, что 1886 американцем Д. Салли были приняты и сам термин «технология». Правда, распространение он получил значительно позже, а в последние 50-60 лет содержание этого понятия значительно расширился, стали применяемыми понятия в сфере обработки информации — «информационная технология», в физиологии — «технология биосистемы», в воспитании — «воспитательная технология» и т. д. .