Профессиональная направленность обучения студентов по специальности учитель информатики

Профессиональная направленность обучения студентов по специальности учитель информатики Система методической подготовки будущего учителя информатики должна исходить из целей среднего образования. Под системой методической подготовки мы понимаем совокупность видов занятий, взаимодействующих между собой в направлении строгая определенной цели обеспечения профессиональной подготовки студентов в области информатики, а именно целями, содержанием, методами, средствами и организационными формами обучения предмету.
Квартиру посуточно Минск

Ведь профессионально-педагогическая подготовка учителя в педагогическом заведении представляет собой многостороннюю систему, сочетающую относительно самостоятельные, но взаимосвязанные системы подготовки: общественно-политическую, специально-научную, психолого-педагогическую и обще-культурную (1,24). Особенностью педагогической деятельности является нестандартность педагогических задач и ситуаций и вероятностный характер профессиональных решений этих задач. Качество подготовки специалиста в данной профессиональной области измеряется творческим вкладом личности в профессию, способностью к модификациям практического опыта. Итак, профессиональная деятельность молодого учителя в значительной степени характеризуется не только комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, но и развитием его творческих способностей, неординарностью мышления. Такой подход находит реализацию в профессиональной направленности системы подготовки учителя информатики. Профессиональные возможности учебного процесса обусловлены спецификой содержания образования, представляет собой систему учебных предметов иерархической лестницы. Учебные предметы являются структурными элементами содержания специальной подготовки учителя-предметника любой специальности. В свою очередь, учебные предметы имеют сложную структуру и подразделяются на отдельные разделы. Так, в Мелитопольском государственном педагогическом университете учебный предмет информатика состоит из разделов: «Основы информатики и вычислительной техники» «Основы алгоритмизации и программирования» "Программирование " " Компьютерные технологии " " Проектирование баз данных " " Вычислительные машины и компьютерные сети » " Визуальное программирование » По каждому разделу проводятся лекции, практические занятия и лабораторные работы. Из отдельных актуальных вопросов по информатике студентам предлагается темы в курсовых работ. В соответствии с учебными планами подготовки учителя информатики можно выделить несколько блоков профессиональной подготовки студентов. Первый блок — занятия по специальным дисциплинам (лекции, практические и лабораторные занятия по информатике, спецкурсы, курсовые и дипломные работы по информатике), где возможно приобретение определенных специальных и отдельных профессиональных знаний, умений и навыков. Преподавания специальных дисциплин кафедры имеет четкую профессиональную направленность. Лабораторные и практические задачи подбираются таким образом, чтобы студенты параллельно с выработкой непосредственных навыков и умений, а также овладевали на начальном уровне приемами будущей педагогической деятельности, пополняли багаж задач и примеров, которые смогут впоследствии предложить ученикам на уроках информатики (2), (3), (4). Постоянное обновление, нестабильность информатики и как науки, и как учебного предмета решается динамичностью преподавания специальных дисциплин. Для ознакомления студентов с новостью и настоящим информационных и компьютерных технологий, научными достижениями в информатике предназначены специальные учебные курсы (спецкурсы). Большие возможности для развития профессиональных знаний, умений и навыков будущих учителей информатики заложены в тематике выполняемых студентами курсовых и дипломных работ по информатике. Темы курсовых и дипломных работ сформулированы так, чтобы студент в процессе их выполнения не только занимался теорией исследуемой проблемы, а и анализировал соотнесения коллективных (фронтальных), групповых и индивидуальных форм обучения, разрабатывал фрагменты педагогических программных средств и методику их использования в учебном процессе (" Использование сети Internet в учебном процессе «,» Принципы построения дистанционных обучающих систем «,» Макроязык для разработки учебных и контролирующих программ "и другие). Второй блок — занятия по дисциплинам методического цикла (лекции и семинарские занятия по методике преподавания информатики, лекции и лабораторно-практические занятия по компьютерным технологиям в учебном процессе, лекции и лабораторно-практические занятия по ТСО и ОТ ), где приобретение профессиональных знаний, умений и навыков проходит целенаправленно, последовательно прорабатываются возможные элементы подготовки студентов к проведению уроков информатики в общеобразовательной школе. Предмет «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИОТ) существует в программе общего образования около 15 лет, поэтому особенно актуальным является формирование методической системы его преподавания. Особенностью методической подготовки студентов — будущих учителей информатики является многовариантное трактовки содержания школьного курса ОИОТ. С появлением профильных классов (математических, технических, экономических и других направлений) специализированных школ, где информатика изучается углубленно или начиная с младших классов, выделилось три блока обучения — пропедевтический, базовый и углубленный. На занятиях по методике преподавания информатики со студентами рассматриваются вариативно преподавания отдельных разделов школьного курса ОИОТ. Третий блок — педагогическая практика студентов. На время педагогической практики студенты получают дополнительные индивидуальные задания по методике преподавания информатики. На четвертом курсе это разработка дидактических материалов по заданной теме школьного курса ОИОТ с учетом возраста, степени заинтересованности и уровнем подготовленности учащихся. На пятом курсе по индивидуальным заданиям студенты выполняют логико-дидактический анализ отдельных тем школьного курса ОИОТ с определением последовательности и содержания учебного материала, обоснованием целесообразности предлагаемых ими типов и структуры уроков, методических приемов обучения. С целью улучшения преподавания дисциплин на кафедре, совершенствование методической подготовки и более углубленного анализа результатов педагогической практики осуществляется анкетирование студентов-выпускников. Четвертый блок — вычислительные практики на ЭВМ. Учебным планом предусмотрены для студентов-информатиков две вычислительные практики. На втором курсе практика происходит в 4-м семестре и рассчитана на 36 часов. За это время студенты совершенствуют в основном специальные знания, используя графические возможности языков программирования QBASIC i Turbo Pascal для создания элементов деловой графики в программах. Они самостоятельно разрабатывают алгоритмы решения задач, составляют и отлаживает программы с графической иллюстрацией полученных результатов. На четвертом курсе практика проходит в 8-м семестре (108 часов). Ее задача — предоставить профессиональной направленности полученным специальным знаниям. Студенты составляют и отлаживает учебные программы заданного типа (обучающие, контролирующие, демонстрационные, тренажеры и т. п.) в соответствии психолого-педагогическим требованиям к содержанию и интерфейса педагогических программных средств. Таким образом, предлагаемая система подготовки учителя информатики в профессиональной деятельности показывает, что преемственность и взаимосвязь в преподавании специальных и методических дисциплин, определение блоков обучения студентов, выработки общих требований к субъектам обучения и единственное направление в организации и методики проведения занятий всех видов помогут в значительной степени повысить качество профессиональной подготовки. Литература

  1. Абдуллина А. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., Просвещение, 1990 г.
  2. Методические разработки для дифференцированного обучения студентов. Информатика: компьютерные технологии создания и обработки электронных таблиц. / Составитель Шугайло Г. В. Мелитополь, 2001
  3. Методические разработки для дифференцированного обучения студентов. Информатика: опрацийна система WINDOWS'95. / Шугайло Г. В. Мелитополь, 2001
  4. Операционная система MS DOS / Методические разработки к лабораторным работам по информатике для дифференцированного обучения студентов и школьников в классах с углубленным изучением информатики. Составители Еремеев В. С., Звягинцева Т. Д. Мелитополь, 2001