Техника педагогического общения

Техника педагогического общения План 1. Техника педагогического общения. 2. Педагогический такт учителя. 3. Внушение в педагогическом процессе. 4. Невербальные средства общения.

Виды внушения П с и х о л о г и ч н и механизмы внушения Педагогическая техника
1.Прямое внушение а) команда, приказ б) установка 2. Косвенное намек, одобрение, осуждение Реализация автоматизированных навыков. Цель — автоматизм поведения ученика. Влияние на установку, бессознательные мотивы, обусловливающие «исполнительную поведение». Цель создания установки нравственного поведения Влияние на эмоционально-волевую сферу психики. Цель самооценка поступка, выбор поведения. соответствующей внушению Слово в императивной, краткой форме, что определяется норматив ными указаниями. Провозглашается «командным» голосом. Короткие формулы, без объяснений. Фраза делится на подготовительную и исполнительную части. Без жестов. Слово в императивной форме без аргументации. Построение фразы, ее интонация не допускают критического восприятия. "Ион твердый, категоричен. Фразы произносятся с уверенностью в исполнении розпоряд-ния. Жесты сдержанные, ограниченные Фразы в форме совета или иронии. При одобрении в голосе теплота, мягкой тон, эмоциональный окрас. При осуждении Фразы лаконичные, интонационное оформление соответствующее эмоциональном состояния учащихся, жесты сдержанные, выразительные
Педагогический такт учителя. Упражнение №1. Прочитайте «Письмо о педагогической этике» Сухомлинского (Т.5.591-600) и ответьте на вопрос: В чем заключается главная причина того, что произошло с ребенком? Согласны вы с Верой Андреевной? Что бы вы сделали на его месте? Требования педагогического такта были нарушены учителем? Упражнение №2. Проанализируйте ситуацию: "Во время объяснения учителя ученик Саша П. был невнимателен, разговаривал с соседом. Учитель остановил объяснение материала и вызвал Сашу к доске. Саша ответил на поставленный учителем вопрос достаточно глубоко и верно и ждал хорошей оценки. Но учитель сказал: «Хотел представать тебе» С «, но, случайно, поставил тебе» 4 ". Пусть уж так остается. Не хочу портить журнал. " Вопрос: И. Какими мотивами руководствовался учитель, когда он создавал эту ситуацию? 2. Оцените с позиции ученика и класса деятельность учителя. Воспроизведение возможные монологи учителя и ученика. С. Внушение в педагогическом процессе. Виды внушения и технология их применения в педагогическом процессе приведены в таблице. Материал о технике педагогического внушения можно взять с книг: Шварц П. Е. Внушение в педагогическом процессе. — Пермь, 1991. — Гл. 6-9. — С. 126-283; Практические занятия по психологии. — М .: Просвещение, 1972. — Задание 6. — С. 12. Упражнение №1. Проанализируйте ситуацию, определите вид и методику внушения. Класс весной уехал на экскурсию в лес на берег реки. Вдруг «заводила» Петр воскликнул: «Ребята, гей купаться!» Все бросились за ним. Вода холодная, место незнакомое. Действия учителя? Упражнение №2. Ситуация: Володя К., ученик 8 класса, конечно уравновешенный, спокойный, хороший ученик сегодня на уроке физики нагрубил учителю. Задача: провести беседу с ним (косвенное внушение). Необходимо ознакомиться с техникой самовнушения: сеансы проводятся ежедневно, в течение месяца, формулы самовнушения произносятся утром и перед засыпанием (на один сеанс 2-3 фразы самоприказов). Формулы произносятся мысленно или вслух, с глубокой верой в их действенность, эмоционально, утверждено. Каждая фраза произносится многократно (от С до 10 раз) с полным сосредоточением на ее содержании. Если успеха не достигнуто за месяц, нужно сделать перерыв на 2 недели, пересмотреть формулы, выявить причины неудач и повторить занятие. Внушение действует лучше в состоянии релаксационных. Упражнение №3. Формулы самовнушения для выработки уверенности в себе: я уверен в себе. При ответе воля собрана, как пружина. Я выучил урок. Все будет хорошо. Упражнение №4. Составить формулы самовнушения для распорядка дня, для преодоления грубости, нечестности и тому подобное. 4) Невербальные средства общения. Классификация: м и м и ка и п а н т о м и м и ка. 1. Мимика выражение лица учителя должен соответствовать внешний выразительности воздействия на человека. Для лучшего понимания выражения человеческого лица можно обратиться к рассмотрению основных 12 вариантов мимики человека, в которых закодировано 42 типы ее эмоционального состояния: а) равнодушие; б) по отношению; в) веселье; г) сильная злость; д) сумм; е) радость; ж) плохое самочувствие; з) злость; и) большая радость; к) в уныние; л) скепсис; м) скорбь. 2. Пантомимика: жесты, телодвижения. Жесты: указательные, символические, эмоционально-экспрессивные (радость, горе, равнодушие ...), оценочные. "Слова отсутствовали, отдельных взглядов или восклицательных не было; мимики, движений, действий — тоже. Но были глаза, взгляд. Это — прямое, безпосереднс ощущения в чистом виде, из души — в душу, с глаз — в глаза или концов пальцев, из тела без видимых зрения действий. Пусть люди науки объясняют нам природу этого невидимого процесса, я же могу говорить только о том, что я сам чувствую его в себе и как я пользуюсь этими ощущениями для своего искусства "(К. Станиславский. Собр. соч .: в 8 т. — М., 1954 — T.2. — С. 268). BIДаль определял лицо человека как сочетание «высших духовных даров:» лоб — небесная любовь, глаза — понимание, разумное спивглядання, уши — понимание и послушание, нос — понимание добра, щеки — постижение духовных истин, рот — мысль и учение, губы — духовная слава, борода — внешность учения "(Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т. З. — С. 2 мая 9). Подробнее можно прочитать: 1. Обозов Н. Н., Щекин Г. В. Психология работы с людьми. — М .: Политиздат Украины, 1990 2. Ньеренберг Д. И., Калеро Г. Х. Учись читать человека как книгу // Экономика и организация промышленного производства. — 1988. — №2. 3. Печко Л. П. Эстетическая культура и воспитание человека. — М., 1991. Упражнения. И. Осознание своей невербального поведения. №1. Приветствие. Поздороваться без слов (руками и т. п.) с товарищами, двигаясь по кругу и передавая индивидуальное отношение и эмоции. Анализ упражнения строится в соответствии замысла и реакции на воспринимаемую действие. №2. Передаем предметы. Невербально передать по кругу воображаемый предмет. Тот, кому он передается, должен соответственно принять его и передать дальше. При анализе обращается внимание на то, что распознавание предмета и адекватная реакция зависит от открытости личности, ее воображения, эмоционального настроя. №3. Индивидуальная реакция. Ученик у доски выполнил задание. Реакция учителя: 1. Спокойная «Все верно.» 2. Радостная: «Молодец» ". 3. Приятное удивление результатом или осуждение; или сочувствия, или иронический осуждение или сарказм: «Прекрасно» ". №4. Начало урока: 1) организован (вы довольны); 2) неорганизованный (шум, крики) — вы удивлены; 3) входите в хороший класс; 4) говорите: «Уроки не будет, больной учитель ...»; 5) входите впервые в класс. II. Развитие понимания экспрессии психического состояния человека. №5. Определение эмоционального состояния через эмпатию. Даются фотографии. Охарактеризовать эмоциональное состояние человека, поставив себя в воображаемую ситуацию, определить ее содержание и чувства, вызываемые этими обстоятельствами. №6. «Кто это?» Отправьте характеристику невербального поведения студентов группы. На занятии зачитать без указания адресата. Студенты определяют, чья это характеристика. Литература 1. Педагогическое мастерство / Под ред. И. Зязюна. — К., 1997. — Раздел 7. 2. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. Зязюна. — М., 1989. Раздел III. 3. Добрович Л. Б. Воспитателю в психологии и психогигиене общения. — М., 1987. — С. 19-2 1,68-74. 4. Кан-Калик В. А. Учитель в педагогическом общении. — М., 1987. — C.46-61, 101-105. 5. Леви В. Л. Искусство быть вторым — М., 1986. — С.83-93. 6. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Разговор с молодым директором школы / / Вибр. творы. : В 5 т. — К., 1977. — Т.2, 4 7. Учитель в педагогической технике / Под ред. А. И.Рувинского. — М., 1987. -С. 33-45. 8. Станиславский К. С. Работа актера над собой / / Собр. соч .: В 9 т-Mосква: Искусство, 1990. -T.3 ... — М, 2-С.5-489