Проектная технология и метод тренинга

Проектная технология и метод тренинга Поиск новых оптимальных форм построения педагогического процесса, вызванный стремительным развитием современного образования, способствовал появлению интересных, в большинстве нетрадиционных, методов работы на уроке Преимуществом последних, безусловно, является более широкое привлечение учеников к осмыслению учебного материала по программе основных учебных дисциплин, превращение ученика из объекта, на который направлена деятельность учителя, на главного субъекта учебно-воспитательного процесса. Развитие творческой личности ребенка в контексте личностно ориентированного обучения требует кардинальных изменений в сознании ученика и порождает необходимость перестройки традиционной деятельности учителя, изменение его роли в процессе взаимоотношений, возникающих на уроке. Развитие производительных сил на современном этапе требует от человека не только воспроизводить полученную ранее информацию, а уметь свободно ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно подбирать нужную для собственной деятельности информацию. Урок истории, учитывая вышеупомянутый аспект, является наиболее показательным, поскольку сейчас имеем значительное количество печатной продукции по-новому оценивает события, явления, процессы прошлого.
швейные машины Janome

В погоне за сенсациями некоторые, часто необоснованно, выдвигает гипотезы и предположения, далекие от реальной действительности. И именно учитель должен научить учеников отличать «зерна правды» от «мусора». Именно он, как наставник, должен научить ребенка мыслить, искать аргументы для подтверждения или опровержения той или иной точки зрения. Для решения этих задач предлагаем использовать в работе с учащимися проектную технологию, органично сочетается с методом тренинговых занятий. Сразу выясним, с какими категориями имеем дело. Проект — это задуманный план действий, замысел, намерение. В ходе проектной деятельности у учащихся происходит формирование навыков критической оценки полученной информации, сознательная трансформация данных на уровень категориальных понятий, развивается креативность мышления, без которого невозможно создание нового и глобального. Целью создания проекта (определенного как глубокое исследование темы) должен стать не просто поиск правильных ответов на вопросы, поставленные учителем, а осознание проблемы, выяснения причин ее возникновения и, наконец, поиск путей их решения. В процессе создания проекта ученик получает опыт, необходимый для его дальнейшего развития как индивидуальности. Однако стоит помнить, что на начальном этапе ученикам трудно понять все особенности данной технологии. Для облегчения перехода к непривычным для ребенка видов деятельности предлагаем использовать тренинговую методику при проведении занятий. Тренинг — это запланированный процесс, имеющий целью дать или восстановить знания и навыки и проверить отношение к проблеме, идеи, поведения с целью их изменения и обновления. Тренинг на уроке истории, в нашем понимании, это своеобразная форма работы, облегчает усвоение учениками программного материала и выполняет несколько функций. Во-первых, он должен способствовать созданию позитивной атмосферы на уроках. Ведь работа может быть продуктивной только тогда, когда созданы надлежащие условия для творческой самореализации личности, устранены предпосылки дискомфорта, вызванного разницей социальных и возрастных статусов учителя и ученика. Во-вторых, тренинг призван формировать у учащихся навыки свободно, но толерантно выражать собственные суждения, на боясь осуждения со стороны окружающих и членов команды. Главным принципом работы должна стать тезис о том, что каждое мнение имеет право на существование. В-третьих, подобная форма работы лучше учит работать в команде, сохраняя при этом свою индивидуальность. Тренинговые методики определяют несколько типов поведения педагога в работе с детьми — педагог-эксперт, педагог-звезда, педагог-фасилитатор. Каждый из перечисленных типов имеет свои преимущества. Однако, по нашему мнению, в процессе работы по тренинговой методике должно превалировать последний тип с сочетанием положительных черт первых двух. Учитель в данном случае сознательно отодвигает себя на второй план, но не остается в стороне. Он позволяет ученикам раскрыть себя в полной мере, способствует созданию ситуации успеха, при которой каждый ребенок верит в свои силы и возможности, стремится поднять планку своего профессионального уровня. Педагог в сознании ребенка должно превратиться из источника информации, «истины в последней инстанции» и карательного органа в лицо, побуждает к действию, человека, способного дать полезный совет, прийти на помощь в трудный момент. Первоочередной задачей учителя является научить ребенка учиться. В ходе реализации проектной технологии с использованием тренинговой методики необходимо перестроить механизм подачи программного материала и продумать формы внеклассной работы по истории. Предлагаем материал разделить на модули-блоки, в которых он объединен по территориальному, смысловым или хронологическому принципу. Работа над проектом является долгосрочной и не может быть выполнена за один урок. Именно поэтому коллектив начинает свою деятельность с вводного занятия, на котором учеников знакомят с сущностью проектной технологии, характеризующие новые методы и формы работы. На этом же занятии провозглашаются ожидания. Последние являются для учителя главным основанием для отбора и корректировки выбранных методов и форм деятельности на уроке, ибо отражают мотивацию и настройки учащихся на работу. Например, ожидания можно представить в виде "Колеса истории». После определения их учениками учитель провозглашает свои собственные ожидания, в которых кратко формулирует цели и задачи модуля-блока. Дальнейшая работа планируется педагогом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня сформированности классного коллектива, качества знаний, приобретенных детьми в предыдущий период. Целесообразно использовать весь комплекс интерактивных методов обучения для привлечения учащихся к активной мыслительной деятельности. Структура уроков модуля должна быть продумана так, чтобы дать возможность учащимся выполнить те виды работ, которые помогут овладеть весь объем материала, предусмотренного учебной программой. Организационный этап каждого урока призван создавать атмосферу доверия и доброжелательности. Для этого используются упражнения на снятие напряжения. Следующие этапы урока должны наполняться такими методами и формами работы, которые больше всего нравятся ученикам, что позволит им шире раскрыть свои способности. Практика свидетельствует, что больше всего школьникам нравятся групповые формы работы. Результаты наблюдения и общения с учениками наводят на мысль, что в основе указанных предпочтений лежат психические особенности ребенка. С одной стороны, она стремится чувствовать поддержку окружающих (своей команды), а с другой — пытается достойно выглядеть на ее фоне. Заключительный этап урока имеет также заканчиваться на позитиве. Апробация предложенной формы работы на уроках истории начата нами два года назад. Это незначительный срок для определения всех ее положительных или отрицательных черт, однако есть первые результаты реализации предложенного цикла, которые хотелось бы озвучить. Изучая тему по истории Украины в девятом классе "Украинские земли в начале ХХ в. Культура Украины конца XIX — начала ХХ в. ", На которую отводим 18 учебных часов, программный материал предлагался ученикам по такой схеме. Урок 1. Вводное занятие, на котором были уведомлены тема и цель модуля-блока; ученики были ознакомлены с формами и методами работы, определена тема общего проекта, должны представить ученики в целом по окончании изучения материалов темы «Реалии жизни рядового украинского в начале ХХ в.» (В дальнейшем, при работе по такой схеме при изучении других тем, потребность в вводном занятии отпадет, потому ученики усвоят суть проектной технологии, а метод тренинга станет для них привычной формой работы). Уроки 2-5. Четыре урока — предоставление теоретической информации по ориентировочным планом 1. Надднепрянская Украины в начале ХХ в. 1.1. Экономическое развитие Приднепровья в начале ХХ в. 1.2. Создание украинских политических партий. 1.3. Украина накануне и в годы русской революции 1905—1907 гг. 1.4. Надднепрянская Украины в 1907—1914 гг. 2. Социально-экономическое развитие и политическое положение западноукраинских земель в начале ХХ в. 2.1. Экономическое и политическое положение украинского населения в составе Австро-Венгерской империи. 2.2. Нарастание украинского политического движения. 3. Культура Украины в начале ХХ в.