Проектная форма организации образовательной среды

Проектная форма организации образовательной среды Стремительные изменения в современном обществе, обусловленные научно-технологическим развитием и увеличением информационных потоков, требуют постановки новых педагогических вопросов, решение которых оптимизирует деятельность современного учебного заведения В круг таких проблем относятся: подготовка учителя к профессиональной деятельности путем овладения инновационными механизмами организации учебно воспитательной среды в классе, гуманистически-коммуникативным стилем делового контакта с учениками, родителями, коллегами, администрацией; обеспечение учеников механизмами получения знаний, их анализом, умениями практического применения; признание приоритета духовного развития личности; ориентация на демократический стиль управления, инновационные подходы к форм руководства современным учебным заведением. Анализируя проблемы развития отдельного учебного заведения, остановимся на общих проблемах образования и определении путей их реализации.
сухой строганный брус

Так, Президент Академии педагогических наук В. Кремень неоднократно подчеркивал, что на первый план функционирования системы выступает целесообразно проектирования модели социокультурной среды, в котором должна функционировать и развиваться человек как субъект деятельности. Такой подход обеспечит условия реализации принципа индивидуального подхода в образовании, позволит каждой семье выбрать для своего ребенка его учебное заведение. Вопрос о необходимости организации работы каждого учебного заведения в направлении к определению собственной концепции развития и стратегии действий было приоритетным в Программе развития киевской системы образования на 2000—2005 гг. Гимназия № 191 им. П. Г. Тычины — одно из заведений общего среднего образования не только реализует основные задачи государства по обеспечению детей школьного возраста должным образованием, но постоянно находится в поисках новых педагогических идей. Гимназия имеет мощный потенциал высококвалифицированных педагогических кадров, всегда старалась работать творчески и результативно, о чем свидетельствуют ежегодные победы учителей в профессиональных конкурсах «Учитель года», многочисленные победы учеников на предметных олимпиадах, конкурсах научных работ Малой академии наук (МАН) и других. Процесс становления Гимназии происходил в тесной взаимосвязи с педагогическим опытом педагогов м. Киева и Украины. В последние годы эти связи значительно расширились в направлении международного партнерства. С 1999 года Гимназия получила статус ассоциированного члена ЮНЕСКО, обеспечивает возможность педагогическом и ученическом коллективам участвовать в совместных международных проектах ЮНЕСКО и подавать на рассмотрение собственные доработки. Стремление постоянного профессионального роста, необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями современности побуждает педагогический коллектив и руководителей учебного заведения к определению стратегии развития Гимназии. В качестве стратегической формы была разработана и подается на рассмотрение широкого круга педагогов экспериментальная педагогическая программа «Я — личность». В основу программы «Я — личность» положена идея развития учебного заведения через проектную форму управления педагогическими процессами, где будут созданы условия для диагностики, сохранения и реализации личных творческих способностей всех субъектов учебно-воспитательного процесса — учеников , учителей, руководителей. Реализация экспериментальной программы базируется на принципах: высокой профессиональной компетентности педагогов; толерантной коммуникации субъектов образовательного процесса; благоприятного для саморазвития и самосовершенствования психологического микроклимата; приоритетов морально-этического и духовного воспитания; социально сознательной активности; интеллектуально-творческой рефлексии. Английский драматург Б. Шоу утверждал, что единственным путем, который ведет к знаниям, является деятельность. Как показывает практика, только самостоятельная, творческая (в том числе научно-исследовательская, поисковая) общественно значимых деятельность переводит ее (деятельность) в творческие поступки, высокий уровень морально-этического поведения личности, а следовательно, ведет к успеху. Поэтому, основным критерием личностного развития участников образовательного процесса видится именно интеллектуально-творческая практическая деятельность или интеллектуально-творческая рефлексия. Понятие «рефлексия» происходит от лат. reflexio — отражение, воспроизведение, осмысление человеком собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Начатые системой учебной и воспитательной деятельности моральные, интеллектуальные ценности личности отражаются в его повседневной реальной жизни. Поэтому организация образовательного пространства современного учебного заведения должна предусмотреть именно трансформации знаний в творческое действие. Целью экспериментальной педагогической программы «Я — личность» является моделирование интеллектуально-творческого образовательной среды как основы для развития и реализации личностных качеств участников учебно-воспитательного процесса. Задача состоит в: педагогически обоснованном и смоделированной интеллектуально-творческом образовательной среде Гимназии, что обеспечит условия для становления личности, развития и реализации творческих способностей учащихся и учителей, их самообразования и самосовершенствования; обеспечении учеников опытом интеллектуально-творческой и общественно значимых деятельности; формировании механизмов саморазвития личности, определении основным критерием личностного развития участников образовательного процесса интеллектуально-творческую практическую деятельность; разработке новой модели управления на основе проектно-программных методов организации деятельности Гимназии. Структурными составляющими экспериментальной педагогической программы «Я — личность» есть проекты. В современную педагогическую практику активно вошло понятие «проект» и в качестве инновационного педагогического метода, и в качестве инновационной формы работы. В контексте данной Программы прикладного исследования проект рассматривается как форма, замысел, план (проект — от лат. "Брошенный вперед»). Каждый из проектов указывает на целенаправленно определенное направление деятельности Гимназии во взаимодействии с общими целями Программы. Проекты условно объединены в четыре группы: природосоответствующем образовательные проекты; проекты психолого-педагогического обеспечения; социально-педагогические проекты; управленческие проекты. природосоответствующем образовательные проекты призваны согласовать содержание образовательной деятельности Гимназии, педагогические технологии с каждой возрастной категорией гимназистов, с их естественными потребностями и интересами. Поэтому, согласно возрастных периодов обучения учащихся в Гимназии предлагаются такие природосоответствующем образовательные проекты. Предполагается, что проект «Творческая одаренность» обеспечит лечебно-прогностический аспект деятельности педагогического коллектива по работе с детьми младшего школьного возраста. Дети этого возраста «могут столько, сколько знают», — подчеркивал Ф. Бэкон. Том важным является создание гармоничной, всесторонне развивающей системы работы с младшими школьниками, привлечения их к различным видам творческой деятельности, то есть создание благоприятного психологического микроклимата для воспитания и реализации природных способностей. В то же время планируется проведение диагностики личностных качеств младших школьников, а также мониторинг успехов достижений каждого ученика с прогнозированием их дальнейшего развития.