Теоретические основы создания и развития современных средств и электронной технологии обучения часть 3

Развитие понятийно-терминологического аппарата систем обучения и образования Информационно-коммуникационный характер процессов построения, функционирования и дальнейшего развития информационного общества изначально вызывает и предусматривает широкое внедрение и использование в образовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Информатизация образования — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных организационно-правовых, социально-экономических, научно-методических, научно-технических, производственных и управленческих процессов, направленных на удовлетворение образовательных информационных, вычислительных и телекоммуникационных потребностей участников учебно воспитательного процесса.
неусыпаемая псалтырь в Краснодаре

Очевидно, что процесс информатизации образования должен иметь даже опережающий характер относительно процессов информатизации, которые осуществляются в других социально-экономических подсистемах (отраслях) инфраструктуры общества. В свою очередь, масштабы и характер информатизации образования отражаются в специфике построения и использования (статике и динамике) состава и структуры ее функциональных и обеспечивающих элементов (подсистем). Этот состав и структура образуют ее внутренние (обеспечивают внутреннее функционирование и развитие системы образования) и внешние (обеспечивающие взаимодействие системы образования с окружающей средой) элементы / подсистемы (функциональные и обеспечивающие), а также общесистемные средства ( системообразующие образование элементы / подсистемы), которые, в процессе информатизации образования, приобретают специфические черты, присущие ИКТ. Информатизация образования предполагает и катализирует общие процессы развития общества и образования. При этом, существенных специфических черт приобретают основные составляющие систем обучения, воспитания и образования: содержание образования, методы, средства и технологии обучения, воспитания и организации образования, главные учебно-воспитательные ресурсы этих систем: интеллектуальные, информационные, материально-технические и энергетические. Существенных изменений требует и приобретают системы управления и законодательно-правовое и нормативное обеспечение процесса информатизации образования. Исходя из современного состояния и этапа развития информационного общества в целом и информатизации образования в частности, естественно, что понятийно-терминологический аппарат для описания, моделирования и анализа систем обучения, воспитания и образования, которые должны действовать и развиваться в информационном обществе, еще до конца не сформировался. Его формирование на времени, является одной из главных задач науки о современных системах обучения, воспитания и образования, развивает ее понятийно-терминологический фундамент — предпосылку дальнейшего развития и практического применения ее результатов. Как дискуссионная попытка сделать некоторый вклад в формирование такого аппарата, введем некоторые основные понятия и их определения которые, с одной стороны, основываются на основных базовых понятиях и категориях системного подхода и современной психолого-педагогической науки и образовательной практики ( в частности тех, что приведены выше), а, с другой стороны, отражают объективные процессы формирования и развития информационного общества. Введение этих понятий вызвано, в первую очередь, необходимостью зафиксировать специфику проектирования, построения и применения систем обучения, воспитания и образования и их составляющих, которые базируются на широком использовании ИКТ, разрешить, таким образом, несколько отделить и разрабатывать теорию и методологию создания и применения таких систем, как специфическую ветвь общей теории и методологии построения, внедрения, функционирования и развития систем обучения, воспитания и образования. Структура названий нижеследующих понятий построена по аналогии со структурой названий понятий об объектах и процессов, присущих информационном обществу и уже в значительной степени утвердились и применяются в специальных и даже популярных отечественных и зарубежных изданиях (например, е-общество — е-society, е-правительство — e-government, е-бизнес — e-business и т. п.). Е-образование (e-education) — способ организации, обеспечения и получения образования, который принципиально базируется на использовании ИКТ. Е-обучение (e-learning) — вид обучения, который предусматривает принципиальное и преимущественное использование е-методических систем обучения. Е-дистанционное обучение (e-distance learning) — разновидность дистанционного обучения, по которым участники учебно-воспитательного процесса осуществляют преимущественно индивидуализированную учебно-воспитательную взаимодействие как асинхронно, так и синхронно во времени, преимущественно и принципиально используя электронные транспортные системы доставки ЗН и других информационных объектов, медиа учебные средства и ИКТ. Е-методика обучения (e-learning instruction) — разновидность методики обучения, который принципиально базируется на применении электронной учебной среды и использовании электронной технологий обучения. Е-методическая система обучения (e-learning instructional system) — разновидность методической системы, состав которой образуют е-методики обучения, а структура — принципиально и преимущественно базируется на использовании электронной технологий обучения. Е-учебная среда (e-learning environment) — разновидность учебной среды, состав которого преимущественно образуют е-средства обучения (ЕЗН), а структура — принципиально и преимущественно базируется на использовании электронной технологий обучения. Е-технология обучения (e-learning technology) — разновидность педагогической технологии, принципиально базируется и преимущественно использует ИКТ. Е-средство обучения (е-means / resources of learning) — материально-техническая составляющая НС, которая принципиально базируется и преимущественно использует ИКТ (компьютерно ориентирован ЗН). Е-система средств обучения (e-learning resources system) — разновидность системы ЗН, состав которой образуют интегрированные е-ЗН, а структура — принципиально и преимущественно базируется на использовании ИКТ. Е-средство деятельности — разновидность средства деятельности того или иного вида среды деятельности, принципиально базируется и преимущественно использует ИКТ (компьютерно ориентирован средство деятельности). Е-система средств деятельности — техническая система или техническая подсистема человеко-машинной системы по тому или иному виду деятельности, состав которой преимущественно образуют е-возможностях, а структура — принципиально и преимущественно базируется на использовании ИКТ. Как заключение, отметим, что ограниченность объема статьи не позволила нам основательно изложить все перечисленные в ее начале вопрос. Ответы на эти вопросы уже в той или иной форме нами обнародованы, апробированы, некоторые — мы только обозначили, есть еще и такие, которые являются дискуссионными и требуют дальнейшего углубленного изучения. В рамках статьи мы пытались сторон и, во многом, с собственной точки зрения рассмотреть эту многомерную проблему, обозначить уровень нашего ее понимание. Вместе с тем, сужение спектра вопросов, указанные, не позволили бы комплексно осветить такую актуальную сегодня для образования Украины и сложную проблему как современные средства и электронной технологии обучения, научно-практические подходы к их созданию и развитию на этапе модернизации образования Украины.