Компьютерное обеспечение дидактических средств и приемов развития логического мышления в обучении физики учеников основной школы

Комп «Компьютерное обеспечение дидактических средств и приемов развития логического мышления в обучении физики учеников основной школы В докладе» Образование в инновационном развитии общества "министра образования и науки Украины С. Николаенко на итоговой коллегии МОН Украины отмечается , что Украина присоединилась к мировым тенденциям развития образования, в частности ее информатизации. Приоритетной целью обучения в общеобразовательной школе является всестороннее развитие учащихся, их активности, инициативы и самостоятельности в процессе приобретения системы действенных знаний и их применение на практике. Достижение этой цели предполагает использование педагогами усовершенствованных форм и методов обучения, реализации на практике принципов развивающего обучения. Внедрение педагогом информационных технологий является важным двигателем улучшения качества образования, разнообразит педагогические технологии, расширяет доступ к информации. Этот вопрос освещается в трудах М. Жалдака, Ю. Рамського, с. Раково, Н. Морзе, Василю Быкову, Ю. Жука, О. Желюка и др. Широкое внедрение информационных технологий в различные сферы деятельности человека, их почти необъятные возможности обработки информации убедительно свидетельствуют, что использование компьютера в обучении — необходимый компонент образовательного процесса.
торт на заказ спб

Цель исследования — разработка методов обучения школьных предметов, в частности физики, на основе современных информационных технологий. Известно, что использование педагогических программных средств обучения позволяет более рационально организовать процесс развития каждого ученика, побудить его к активной работе с учетом собственных особенностей (например, индивидуального темпа обучения). Учебные компьютерные программы практически мгновенно обрабатывают ответы учеников, подтверждают правильные или предлагают исправить ошибочные. Ученик чаще оказывается в ситуации успеха, что стимулирует его к следующему этапу обучения. Учебные компьютерные программы применялись нами как вспомогательное средство закрепления, контроля и тренировки с целью формирования навыков логического мышления. Наиболее результативным является, на наш взгляд, сочетание диагностической, учебно-коррекционной работы с использованием программных средств, которые моделируют деятельность ученика с печатным руководством под руководством учителя или самостоятельно. Требования к умениям ученика для работы с программами минимальны — умение пользователя персонального компьютера, а перечень выполняемых операций с помощью манипулятора типа «мышь» ограничен: открытие списка, избрание и «перемещение» объекта. Такая минимизация требований к действиям ученика позволяет не отвлекать его от главной цели: закрепление навыков выполнения логических операций и обобщения приемов умственных действий. Мы разработали несколько компьютерных программ и методику их использования в процессе обучения физике: программный комплекс развития логических операций и обобщенных приемов умственных действий, «Электронный тетрадь для лабораторных работ по физике, 7 класс», программа по восстановлению физического текста, программа восстановления логики развязку физической задачи, программный комплекс тематического оценивания учебных достижений учеников. Все программы используются IBM-совместимой техникой и стандартным программным обеспечением. Программный комплекс развития навыков логических операций и обобщенных приемов умственных действий (компьютерное обеспечение) создан для реализации возможности проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы с современными информационными средствами. Программа написана на языке программирования Delphi. Объем программы около 840 Кb. Комплекс состоит из блока тестирования и блока упражнений, которые подаются ученику в двух режимах: обучения и контроля. Принципиальное отличие этих режимов работы заключается в том, что обучение происходит с возможной подсказкой ученику, время ответа не ограничен, после выполнения упражнения можно ознакомиться с вариантом правильного ответа. Режим контроля — 20 задач по той же теме, но время ответа ограничено 8 минутами, подсказка отсутствует, и проверка правильных ответов до окончания тестирования не проводится. Сценарий процесса обучения происходит разветвленной схеме: предусмотрена помощь-разъяснение перед началом выполнения упражнения, помощь после ложной ответы на более чем половину задач упражнения, при повторном затруднении ученика ему предлагаются упрощенные задачи. Комплекс целесообразно использовать для организации самостоятельной работы, текущего самоконтроля ученика по уровню выполнения упражнений и экономии времени педагога. Сложность задач увеличивается постепенно, стимулируется умственная деятельность учащихся, оперативно сообщается ученику о наличии ошибок и варианты правильных ответов. Экран программы не имеет лишних и «живописных» элементов, звуковое сопровождение не предвидится, чтобы не отвлекать учеников. Каждый экран потребует от ученика умственной деятельности, чисто информационные экраны не используются. Появление инструкции к выполнению упражнений предусмотрена только после вызова. Программа немедленно извещает ученика о результате выполнения как отдельного задания упражнения, так и упражнения в целом, указывая количество правильно выполненных заданий. Первый пример задания касается теста «Классификации физических понятий», в котором предусматривается изъятие «лишних» по смыслу понятия из представленных. На рис. 1 изображено экран соответствующего упражнения. Пример задания упражнения: строка с физическими понятиями — дом, кислород, масло, радиоволны, карандаш . При наведении курсора мыши на строку задачи в нижней части экрана автоматически появляется помощь — в данном случае это родовое понятие — вещество . Понятие, не соответствует родовому понятию, является «лишним» — в этом задании понятие радиоволны . Ученик должен навести курсор мыши на слово и задействовать левую кнопку. Прямоугольник с надписью-подсказкой понятие исчезнет из строки задачи. После выполнения всех пяти задач ученику становится доступной кнопка «Проверить», с нажатием которой правильные ответы помечены зеленым цветом, ошибочные — красным. Экран самопроверки выполнения упражнения предусматривает возможность ознакомления с правильными вариантами ответов. При нажатии кнопки «Далее» предлагается выполнить следующие задачи этого упражнения. Окончательные результаты суммируются в виде окна.