Оценка инновационной деятельности общеобразовательных учебных заведений региона

Оценка инновационной деятельности общеобразовательных учебных заведений региона Образовательная система определяется как открытая, в определенной степени самоорганизующаяся, способная к самопознанию и изменений структура. Она, по выражению Б. Гершунського «дышит» теми изменениями, которые непрерывно происходят во внешней и внутренней средах. Поэтому инновации в образовании — это необходимое условие развития образовательной системы в соответствии с постоянно меняющимся потребностям общества. Инновационные процессы способствуют, прежде всего, сохранению ценностей, и в то же время несут в себе отказ от всего устаревшего, тем самым закладывая основы социальных изменений. Моделирование новых образовательных ситуаций, наработки эффективных технологий обучения и воспитания, создание новых форм организации учебно-воспитательного процесса, оптимальных структур, систем и механизмов управления — далеко не полный перечень видов инновационной деятельности, проводимой педагогами современных школ. Вместе с тем, в образовательной инновационной практике встречаются ситуации, когда результаты нововведений далеко неоднозначными, а иногда — совсем не соответствуют прогнозируемым. Противоречия между расширением масштабов инновационной деятельности в образовательных системах и имеющейся практикой стихийно-эмпирического поиска с целью увеличения количественных показателей инновационных процессов; между взвешенной, спроектированной деятельностью, направленной на развитие образовательной системы и внедрением разноплановых нововведений, механическим переносом авторских концепций и методик с одной педагогической системы в другую актуализируют проблему управления инновационной деятельностью, доказывают важность своевременного контроля и оценки инновационной деятельности общеобразовательных учебных заведений.
Механизированная штукатурка стен в Саратове и Энгельсе

Для продуктивного решения указанного круга противоречий обращаемся к исследованиям ученых, в которых представлены теоретические основы управления инновационными процессами (Х. Бернет, Дж. Бассет, Л. Ващенко, В. Гуров, Л. Даниленко, Г. Ельникова, В. Лазарев, П. Третьяков, М. Поташник, Т. Шамова, Е. Шатохин и др.). Весомыми для нашего исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам инновационной деятельности. В частности, вопросы структуры, особенностей инновационной деятельности, специфики подготовки педагогических кадров, представленные в исследованиях К. Ангеловськы, В. Богданова, М. Кларина, Н. Клокар, А. Козлов, К. Макагон, А. Пригожина, О. Саранова, В. Шукшунова, О. Хомерикы, Н. Юсуфбековои и др .; технологию экспертизы инновационных проектов обосновывают Л. Буркова, Л. Даниленко, А. Новиков, Т. Новикова, В. Паламарчук, Л. Подимова, В. Сластьонин, О. Шушпанов и др. Актуальными для раскрытия вопросы оценки эффективности инновационной деятельности является исследование по проблемам использования педагогического мониторинга (С. Братченко, В. Кальней, Е. Коротаева, Н. Кульомин, А. Лобок, А. Майоров, А. Мирошниченко , С. Шишов и др.) и квалиметрических методик оценивания (Г. Азгальдов, Г. Ельникова, Б. Литвак, К. Нейлор, В. Шамадрин, Е. Яковлев и др.). Проведенный анализ научно-педагогической литературы, ознакомление с практикой развития инновационной деятельности в региональных образовательных системах позволили сделать вывод о недостаточной разработанности проблемы контроля и оценки инновационной деятельности на примере отдельного региона. Итак, целью нашего исследования является осмысление проблемы контроля и оценки инновационной деятельности общеобразовательных учебных заведений, представление опыта экспертной деятельности и определения ориентиров дальнейшей реализации проблемы на практике. Рассмотрение проблемы начнем с обоснования важности управления инновационной деятельностью, которая зависит от целенаправленных действий по проектированию инноваций, организации работы, мотивации и стимулирования участников инновационного процесса, определение эффективности и обеспечение популяризации лучших идей. Отдельные подходы к управлению развитием образовательной инновационной деятельности в регионе нашли отражение в предыдущей публикации автора. По мнению Н. Клокар, владение информацией о нововведениях, создание условий для внедрения нового, мотивация педагогов к деятельности в новых условиях, планирования инноваций и организационная поддержка — это содержание мотивационной, информационно-аналитической, планово-прогностической и организационно-исполнительской функций управления. Вместе с тем ученый отмечает важность контрольно-диагностической функции как обязательной составляющей всей системы управления, что позволяет выявить существующие проблемы и причины их возникновения. Об исключительности функции контроля в управлении инновационными процессами замечают П. Третьяков и Т. Шамова: "Именно контроль как технологическая профессиональная услуга в различных ее формах и методах (способах, средствах и действиях) обеспечивает такой обратной связи и является весомым источником информации, который необходимый для успешного функционирования системы управления в целом ". «Контроль за инновационной деятельностью предусматривает меры по ее стимулированию и обеспечению обратной информации о соответствии хода инновационных процессов и их результатов программам, планам, критериям», — считает Л. Штыковая. М. Поташник, один из авторов фундаментальных исследований в области образовательной инноватики, отмечает, что "работа творческого педагога, как и всех других, должен быть контролируемая, но при этом руководителям школ и инспекторам следует быть особенно корректными: контроль должен быть компетентным, иначе он представляет угрозу для передового педагога, и ни в коем случае не должно сковывать инициативу ". Подобные рассуждения имеет О. Козирев, который считает, что следует разграничивать понятия «контроль» и «инспектирование»: контроль равна помощи, а инспектирования — проверке; поэтому контролировать можно деятельность, а проверять — ее результат. Тесно связанным с дефиницией «контроль» является понятие «оценка», содержание которого, по нашему мнению, очень иллюстративно раскрыты в трудах зарубежных ученых. В частности, Кэрол Г. Вайс формулирует следующее определение: «Оцениванием называется систематическая оценка операций и / или результатов программы или политики по сравнению с комплексом явных и неявных стандартов в целях совершенствования программы или политики». Британский ученый Дэвид Гопкинз утверждает, что оценка является методом контроля за развитием учебного заведения и одновременно средством воплощения образовательной идеи в практику. Дэвид Гопкинз совместно с Питером Холли установили три подхода к оценке и улучшению работы учреждения образования. Взяв за основу данную идею, предлагаем собственную модель, представляет взаимосвязь между понятиями «оценки» и «инновационная деятельность» 1. Оценивания инновационной деятельности предусматривает измерение достигнутых целей. То есть оценивается продукт как результат инновационного процесса. Такая оценка происходит на завершающем этапе внедрения культурно-образовательной инициативы в практику учебного заведения. 2. Оценивания для инновационной деятельности можно трактовать как промежуточное оценивание, которое проводится с целью своевременной коррекции действий. 3. Оценивания как инновационная деятельность отражает субъективную сторону процесса — деятельность эксперта — человека, который оценивает. Предлагаемые подходы создают методологическое основание для оценочной деятельности инновационных процессов, позволяют конкретизировать цель оценивания, что очень важно для его результативности. Главным отличием этих подходов является то, что разные цели оценки требуют различных методик, соответственно — всех инструментария, и имеют разные последствия. Анализ указанных подходов начнем с трактовка понятия «оценки инновационной деятельности». «Для того, чтобы оценить качество инновационной деятельности конкретных школ, необходимо определить соответствующие показатели и процедуры оценки», — утверждают В. Лазарев и Б. Мартиросян, понимая оценку как измерение, то есть средство упорядочения социальной информации. В процессе измерения важны три аспекта: объект измерения, средства, с помощью которых происходит отражение свойств объекта в числовой системе, и субъект, который проводит обследование. Подтверждение сказанного находим в И. Якиманськои: «Экспертиза включает два содержательных блока: что оценивается и как оценивается, при ее проведении необходимо определить как» объект «, так и» процедуру "оценки. Причем последняя зависит от объекта (его содержания и характера) ".