Теоретические основы создания и развития современных средств и электронной технологии обучения

Теоретические основы создания и развития современных средств и электронной технологии обучения Непрерывное увеличение научной информации, рост социальной роли личности и интеллектуализация его труда, быстрая смена техники и технологий требуют постоянного развития, модернизации образования, приведения ее состояния и возможностей в соответствие с социально-экономическими потребностями развивающегося. Это, в первую очередь, касается обеспечения в учебных заведениях качественно нового уровня учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в соответствующих педагогических системах — базовых функциональных подсистемах любой системы образования. Важными составляющими таких систем является учебная среда и средства обучения, его образуют, а также технологии обучения, которые отражают и обеспечивают внедрение в образовательную практику современных методов обучения.
Способ применения эликсира стройности

Очевидно, что каждая из этих составляющих должна сегодня найти свое дальнейшее развитие, создать тем самым условия для реализации задач современного этапа модернизации образования Украины и развития общества в целом. Проблемы, связанные с необходимостью постепенного и непрерывного развития средств и технологий обучения, введением их в образовательную практику, имеют место постоянно, и будут продолжать в образовании. Вместе с тем, возможные пути решения этих проблем в тех или иных странах мира различаются, имеют специфические черты, которые отражают и обусловлены состоянием развития национальной науки, экономики и образовательной практики. В XIX — ХХ веке решением проблем создания средств обучения занимались известные отечественные и зарубежные ученые: Е. Ангерер, Л. И.Анциферов, Л. Б.Богаткина, Е. В.Бурсиан, С. Герберт, С. У.Гончаренко, А. М.Гуржий, Ю. О.Жук, Е. В.Коршак, Н. С.Лукьянов, О. И.Ляшенко, Г. Г.Де-Метц, Б. Ю. Миргородский, М. Н.Нечипорук, Г. Роуелл, В. В.Самсонов, Дж. Стренг, В. Т.Черняшевський, Г. С.Шаповаленко, М. И.Шут и некоторые другие. Рассмотрим вопросы, которые, на наш взгляд, позволят углубить понимание этой проблемы с позиций системного подхода и, основываясь на уже известных результатах психолого-педагогических исследований и образовательной практики, попробуем дать ответы на некоторые важные теоретические и практические вопросы по их решению, а именно: 1. Что мы понимаем под средствами обучения (ЗН) и их совокупностями, которое их место и какую роль они играют в современном учебно-воспитательном процессе? 2. В каком учебно-воспитательном окружении используются ЗН; что мы понимаем под педагогической и методической системами, учебным и образовательной средой, методике и технологии обучения и воспитания , как эти категории связаны между собой и какова роль в них определяется (ЗН) средствам обучения? 3. Как отражаются в учебных компонентах образовательных систем, рассматриваемых факторы и тенденции формирования информационного общества? Последовательно рассмотрим эти вопросы. Средства обучения и их совокупности В учебно-воспитательной деятельности средства обучения и воспитания (далее, средства обучения — ЗН) выступают как ресурсы осуществления учебно-воспитательной деятельности, структурно-упорядоченная взаимодействие которых создает условия для эффективного достижения целей обучения и воспитания. В целях повышения эффективности использования ЗН в учебно-воспитательном процессе из множества всех ЗН, необходимых для достижения целей обучения и воспитания, образуются соответствующие их совокупности, в которых обеспечивается технико-технологическая и функционально-целевая интеграция. Для определения роли и места ЗН в структуре учебной деятельности сначала рассмотрим такую общую категорию деятельности как средства деятельности (ЖД) с позиций, существенных в пределах данного рассмотрения. В зависимости от допустимой технико-технологической точки зрения глубины интеграции ЗД их совокупности можно разделить на отдельные ЗД и интегрированные ЗД . нормировать отдельные ЗД как имеющие нулевой уровень интеграции. Эти ЖД не предусматривают сочетание (агрегирования) с другими ЖД и используются в процессе деятельности для осуществления ограниченного множества действий и / или операций (отдельных действий). То есть, отдельные ЗД — это материальные объекты (элементы) того или иного вида среды, в которой разворачивается деятельность человека, и которые предназначены для использования человеком в процессе выполнения ею ограниченного множества действий и операций (при осуществлении отдельных действий). Интегрированные ЖД состоят из отдельных ЖД и предусматривают возможность быть объединенными между собой для осуществления более сложных видов деятельности. Отдельные ЖД, входящих в состав интегрированных ЖД, тем не менее, не теряют своего самостоятельного назначения и позволяют, таким образом, свое независимое использование в составе интегрированных. В зависимости от количества структур, по которым отдельные ЖД могут объединяться в интегрированные, последние можно разделить на два вида — комплекты ЗД и комплексы ЗД . Именно количество допустимых структур, по которым могут образовываться интегрированные ЖД, и определяет их уровень интеграции , что, в свою очередь, характеризует гибкость интегрированных совокупностей ЗД по реализации возможного спектра и путей их использование при осуществлении той или иной деятельности. Таким образом, определим, что: к омплект ЗД (подвид интегрированного ЖД) — это структурно упорядоченная совокупность отдельных ЖД, которая предназначена для обеспечения деятельности по одной структурой; к омплекс ЗД (подвид интегрированного ЗД) — это структурно упорядоченная совокупность отдельных ЖД, которая предназначена для обеспечения деятельности по нескольким структурами. Способность комплексов ЖД обеспечивать деятельность по несколькими структурами во многом предвосхищает значительно шире, чем это присуще комплектам ЖД (и тем более отдельным ЗД), спектр их многоцелевого использования (например, отдельно или одновременно в научно-исследовательской, учебной, проектно-технологической, производственной деятельности). Для отнесения интегрированных ЗД к классу ЗН, систем ЗН наличие только технико-технологической компоненты интеграции совокупности ЖД является условием необходимым, но не достаточным. Указанные выше совокупности — это встроенные средства (системы) любого спектра деятельности. Только при наличии учебно-целевых системообразующих факторов они приобретают признаки интегрированных ЗН и образуют в учебной среде системы ЗН. То есть, наличие как в отдельных, так и в интегрированных ЖД функционально-целевой компоненты предоставляет им целеустремленности назначения и использования. Таким образом, определим что отдельные средства обучения, или, просто, средства обучения (средства учебной деятельности) — это материальные объекты (элементы) учебной среды, которые предназначены для использования участниками учебно-воспитательного процесса при осуществлении ими отдельных учебных действий. Комплекты ЗН (подвид интегрированных ЗН) — структурно упорядоченные совокупности ЗН, которые предназначены для обеспечения учебной деятельности по одной структурой. Комплекс ЗН (подвид интегрированных ЗН) — структурно упорядоченная совокупность ЗН, которая предназначена для обеспечения учебной деятельности по нескольким структурами. Система ЗН — подсистема учебной среды, состав которой образуют интегрированные ЗН, а структура — определяется множеством учебных целей их использования участниками учебно-воспитательного процесса. Способность комплексов ЗН обеспечивать деятельность по несколькими структурами предусматривает возможность «покрытие» ими широкого спектра учебных целей, определяет их многоцелевое учебное использования, создает условия для реализации различных форм организации учебного процесса. В учебно-воспитательном процессе указанные особенности позволяют использовать отдельные ЗН , как правило, при изучении отдельных учебных тем или их фрагментов в пределах одной учебной дисциплины; комплекты ЗН — при изучении нескольких родственных учебных тем в рамках одной, редко нескольких учебных дисциплин, предметов; комплексы ЗН — при изучении многих учебных тем в рамках как одной, так и многих учебных дисциплин, предметов и даже целых специальностей и их комплексов, в течение получения образования по нескольким образовательным и / или образовательно-квалификационным уровням . Таким образом, ризнодияльнисне направления, возможность многоструктурное организации комплексов ЗН обеспечивает с их стороны создание условий для формирования поведения субъекта обучения в различных ситуациях, связанных с принятием решений по широкому спектру ситуаций в той или иной предметной области, что является одной из важных целей обучения и воспитания.