Оценка как функция управления часть 3

результативность учебно-воспитательного процесса (уровень учебных достижений учащихся и выпускников заведения; результативность системы национального воспитания, обеспечение здоровья и физического развития детей; социальный авторитет учебного заведения); уровень организации образовательной деятельности учреждения (организация учебно-воспитательного процесса, состояние материально-технической и учебно-методической базы; кадровое обеспечение; социальная защита, сохранение здоровья учащихся и работников, система управления); дополнительные направления и показатели образовательной деятельности, характерные для определенного заведения. Начиная с 80-х годов к эффективной деятельности учебных заведений причисляют такие показатели, как внешняя среда, характеристика персонала, цели и имидж школы, школьный микроклимат и тому подобное. Современные ученые по-разному трактуют такое понятие, как эффективность образовательной деятельности учебных заведений.
http://flyinsky.ru/directions/MOW/EVN

На данный момент, четкие критерии и показатели оценки образовательной деятельности учебных заведений на законодательном уровне не унифицированы. Обоснование критериев и показателей эффективности учебно-воспитательного процесса осложняется спецификой педагогической деятельности и особенностями теории, их описывает. Не все в педагогической деятельности может быть оценена с позиций общезначимых положений педагогической теории. Знания о человеке, на которые опирается современная педагогическая наука, никогда не могут быть конечными и абсолютными. Учитель может встретиться с явлениями, которые представляют собой исключения из существующих правил и образцов. Педагогическая работа всегда сопровождается неповторимостью своеобразных моментов. Не случайно К. Д. Ушинский определял труд учителя как вид практического искусства. Ученые нередко отмечают, что работа учителя — это особая форма искусства, которая базируется на научной основе. Учитель, как профессионал в своей работе, не может положиться только на здравый смысл и интуицию. Он должен управлять учебно-воспитательным процессом, а не создавать его стихийно. В то же время наука не отвечает на все вопросы, которые возникают в работе учителя, а научное обоснование критериев оценки профессиональной педагогической деятельности ограничен уровнем развития педагогических дисциплин. Поэтому в каждом регионе ориентировочные критерии могут быть адаптированы к местным условиям путем введения дополнительных показателей. Анализ — предпосылка объективного оценивания Анализ является неотъемлемой функцией управления. Безусловно, без анализа невозможно дать оценку какому явлению. Анализ очень тесно связан с процедурой оценки, хотя в теории менеджмента он выделяется как отдельная функция. Анализ выступает как этап, предшествующий принятию управленческого решения, связанного с оценкой. М. М. Поташник в анализе определяет такие операционные действия Разложение информации на части может быть реальным и мыслящим. Этот первый этап очень важен, потому что оценивать малую информацию гораздо легче, чем объемную. Количество частей зависит от объема информации. Понятно, что любую информацию можно дробить на любое количество частей. Сравнение может быть с целями управления или с чем-то идеальным, необходимым, оптимальным, стандартным. Важно сравнивать не только с тем, как должно быть, но и с тем, как было раньше, что позволяет увидеть положительные сдвиги. Сравнение как процедура мышления очень продуктивное при анализе любой информации. Обобщение при анализе полезно сочетать с выделением главного, существенного. Например, можно знать много причин большого количества учащихся с низким уровнем учебных достижений в классе. Однако важно уметь выделить главные, существенные причины и на основе их сделать обобщения. Обобщение предусматривает логический переход от единичного к общему, от менее общего к более общему, к суждения, оценки. Абстрагирование ориентирует на отказ от конкретных фактов и поиска научно обоснованного алгоритма деятельности. Затем информация строится в соответствии с найденного алгоритма или модели (примером могут служить памятники разного рода, система мероприятий по оптимизации и т. д.). Классификация. Суть этой операции мышления заключается в логическом разделе фактов, данных, явлений и т. п. по какому-то признаку, существенной для данной группы. Систематизация информации осуществляется на основе выделения в объекте общих признаков. Анализ в широком смысле слова предполагает сбор информации, обработку, оценку и принятие решений на основе оценки. Результаты оценивания Поскольку современная образовательная система трактуется как открытая, результаты государственной аттестации обнародуются. Закон Украины «Об общем среднем образовании», ст. 36, пункт 26 Приказа МОН Украины № 553 предусматривает обнародование результатов аттестации через средства массовой информации. Основными вариантами обнародования результатов, которые могут применяться, являются: отправки отчета об оценке в школу; предоставления возможности родителям ознакомиться с отчетом; публикация результатов экспертизы в прессе. Краткие сведения по истории экспертизы Экспертная дело в Украине, как и во всем мире, занимает очень важное место. Законодательством предусмотрены случаи, когда проведение экспертизы является обязательным действием, в других случаях экспертиза может назначаться по инициативе или требованию предприятия, организации, общественного формирования отдельного физического лица. Национальное законодательство достаточно подробно регламентирует вопросы организации и проведения различных видов экспертиз. В настоящее время сложилась несколько парадоксальная ситуация: экспертиза стала нормой жизни общества и престижной формой деятельности, однако единая теория экспертиз до сих пор не сформировалась. Надо заметить, что, хотя экспертная деятельность получила широкое использование сравнительно недавно, она имеет свою древнюю историю. С давних времен люди выражали свою точку зрения по тем или иным вопросам, выполняя в некотором смысле экспертную функцию. Преимущественно прислушивались к мнению тех, кто пользовался заслуженным авторитетом. Когда-то это были жрецы, маги, религиозные и государственные деятели. Врачам и учителям во все времена приходится заниматься экспертизой по роду своих занятий, поскольку они дают экспертную оценку состояния здоровья пациентов, а учителя оценивают уровень обученности учащихся. Ученые и писатели всегда писали рецензии на труды коллег, которые также носят элементы экспертизы. Активное внедрение экспертной деятельности шло со второй половины ХХ века, когда в развитии системы природа-общество возникли достаточно сложные задачи, связанные с осознанием наличия блока неопределенности в развитии нелинейных систем и ряда их свойств, в частности свойства размытости. Это хорошо отражает принцип несовместимости Л. А. Заде: высокая точность исследования не совместима с большой сложностью объекта исследования. Такого типа задачи стали решаться с использованием экспертного метода исследования. Во экспертизой в общем смысле понимают исследования и решения с помощью компетентных лиц вопросов, требующих специальных знаний. С юридической точки зрения экспертиза заключается в изучении, проверке, аналитическом исследовании, количественной или качественной оценке определенного вопроса, явления, процесса, предмета специалистом (экспертом) или группой специалистов, экспертным советом, специально уполномоченным государственным органом (экспертной организацией), органом исполнительной власти ( в пределах его компетентности), предприятием, учреждением и организацией всех форм собственности, а также объединением граждан. Термин «экспертиза» происходит от лат. expertus (франц. еxpertise) — опытный.