Компьютерные технологии обучения в процессе математической подготовки будущих учителей физики часть 2

Государственным нормативным документом, в котором обобщается содержание образования, то есть отражаются цели образовательной и профессиональной подготовки, определяется место специалиста в структуре государства и требования к его компетентности, других социально важных свойств и качеств, является образовательно-квалификационная характеристика (ОКХ) выпускника высшего учебного заведения. Так, согласно отраслевым стандартом высшего образования МОН ХХ-02, в профессиональных типичных задач деятельности диагностического класса относят следующие предметно-умственные способности:

  • владеть методиками использования прикладных программных продуктов для поддержки учебного процесса ;
  • уметь разработать план изучения учебного материала с сочетанием традиционных и информационных технологий;
  • уметь ориентироваться в подборе средств и методов обучения с использованием компьютерной техники;
  • уметь использовать компьютерно-ориентированные системы обучения дисциплинам по своей специальности;
  • уметь использовать программные средства для изучения учащихся и ученических коллективов.
  • уметь использовать программные средства для обработки результатов проведенных психологических, педагогических и методических исследований.
Достаточно эффективно опосредованный компьютером цепь взаимодействия «преподаватель — студент», который реализуется при решении задач практического содержания.
тут

По мнению Е. И.Машбиця, решение задачи состоит из решений многих подзадач, среди которых выделяются два типа: первый — это самостоятельные этапы решения входящей задачи, второй — это подзадачи, возникающие, если основной этап не может быть реализован; тогда он разбивается на подэтапа, которые являются вспомогательными по отношению к входной задачи. Студентам физических специальностей высших педагогических стремительных заведений в процессе обучения математическому анализу целесообразно предлагать задачи межпредметных содержания, в частности, физического. Решение таких задач предоставляет преподавателю возможность проиллюстрировать практическую значумисть, прикладной характер теоретического курса своей дисциплины. Поскольку решения таких задач требует значительного количества вычислительных операций, целесообразно перевести выполнения последних на «плечи» компьютера. В следующем примере раскрыто возможность автоматизации вычислительных операций педагогическим программным средством GRAN-2D и проверки студентом полученного развязку без вмешательства преподавателя. Пример. Найти координаты центра масс однородной плоской фигуры, ограниченной линиями,. Решение. С теоретического курса математического анализа студентам известно, что, если фигура ограничена снизу линией, а сверху — и поверхностная плотность фигуры, то вычисления ее центра масс осуществляется по формулам: ,. На первом этапе решения задачи студенты находят координаты точек пересечения данных линий — и. Взаимное расположение обеих линий проиллюстрируем с помощью педагогического программного средства GRAN-2D . Рис.1 В данном случае плоская фигура однородная, следовательно, ее поверхностная плотность является величиной постоянной и равной единице. Студенты вычисляют координаты центра масс данной однородной плоской фигуры следующим образом: ; . С целью проверки полученной ответы вычисления определенных интегралов, студенты выполняют с помощью педагогического программного средства GRAN-2D Рис .2 Рис.3 Рис.4 Таким образом, с помощью компьютерной " для компьютера студенты убеждаются в том, что полученная ими ответ является правильным. Итак, есть все основания для формулировки следующим выводам:

  • использование компьютерных технологий в обучении математическим дисциплинам является перспективным направлением дальнейших научно-педагогических исследований;
  • деятельность преподавателя и студента в системе высшего педагогического образования, опосредованная компьютером, способствует решению проблемы подготовки высококвалифицированных педагогических кадров;
  • педагогические наработки по проблеме исследования требуют содержательной систематизации с целью учета в педагогической практике.
Литература
  1. Болюбаш Я. Я. Организация учебного процесса в высших учебных заведениях: Учеб. пособие для слушателей учреждений повышения квалификации системы высшего образования. — К .: ВВП «КОМПАС», 1997. — 64 с.
  2. Горошко Ю. В. Метод наименьших квадратов и его реализация средствами НИТ // Компьютерно-ориентированные системы обучения: Сб. наук. трудов / Редкол. — К .: НПУ им. Драгоманова. — Выпуск 6. — 2003. — С.106-112.
  3. Информатизация образования Украины: состояние, проблемы, перспективы // Компьютер в школе и семье. — 2001. — №5. — С.2-14.
  4. Лотюк Ю. Г. Применение математических пакетов в преподавании математики в высшем учебном заведении // Компьютер в школе и семье. — 2001. — №3. — С.21-24.
  5. Лупан И. DERIVE на уроках алгебры и начал анализа // Математика в школе. — 2002. — №6. — С.8-10.
  6. Мастерова С. Г. Использование школьных учебников и персонального компьютера в самостоятельной работе студентов высшего педагогического учебного заведения при изучении курса геометрии // Дидактика математики: проблемы и исследования: Международный сборник научных работ. — Вып. 15. — Донецк: Фирма Теана, 2001. — С.45-55.
  7. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М .: Педагогика, 1988. — 192 с.
  8. Мороз И. А., Зеленкова Н. И. Использование Gran-3D на уроках стереометрии // Теория и методика обучения математике, физике, информатике: Сборник научных трудов. Выпуск 3: В 3-х томах. — Кривой Рог: Издательский отдел НМетАУ, 2003. — Т.1: Теория и методика обучения математике. — С.182-186.
  9. Прокопенко И. Ф., Быков В. Ю., Раков С. А. К вопросу информатизации высших педагогических учебных заведений // Компьютер в школе и семье. — 2002. — №4. — С.8-13.
Спиваковский А. В. Подготовка учителя математики к использованию компьютера в учебном процессе // Компьютер в школе и семье. — 1999. — №2. — С.9-11.