Контроль за учебно-познавательной деятельностью часть 2

Очевидно, на этой почве стоит питать у учащихся любовь ко всему родительского и материнского, национальную гордость и благодарность предкам за наследство. Стирание различий между представителями различных наций и народностей, как показывает печальный опыт, не является явлением положительным. Поэтому актуальными остаются общие задачи этнопедагогики и этнопсихологии в выработке конкретных теоретико-методологических рекомендаций для обеспечения эффективной воспитательной работы. В статье мы пытались осветить некоторые аспекты психолого-педагогической науки в ее взаимосвязях с этнографией и социологией, чтобы определить условия применения опыта традиционного этнического воспитания детей в современной семье и школе.
Подготовка к ЕГЭ

Исходя из описанных выше социально-психологических особенностей украинской народной педагогики, она, будучи по своей природе семейной, в «чистом виде» является непригодной для использования в коллективных формах обучения и воспитания (детских садах, школах, внешкольных заведениях ) — именно там, где мы ее активно внедряем. Например, А. Бурыкин отмечает, что невозможно вернуть этнопедагогики и в современной семье, считая возможным ее возрождение в форме «воспитание родителей», но не «обучение учителей». Как видим, реально оценивая ситуацию и те негативные тенденции, что, к сожалению, имеют место в современной практике использования народной педагогики, следует тщательно выделить из этой «сокровищницы» именно те идеи , которые пригодны для «переноса» в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений. В то же время прогрессивные достижения украинской этнопедагогики требуют глубокого осовременивания с тем, чтобы они ярко отражали элементы духовной и материальной культуры современности. Опыт этнопедагогики ценно для будущего в аспекте поиска гармонизации социальных отношений между поколениями в перманентном процессе обучения и воспитания в современной школе. Интересным етнопедагогичних направлением исследования могут служить анализ отдаленных негативных последствий огосударствления воспитательной системы, унаследованных последние десятилетия XX века; обогащения учебно-методической литературы новыми достижениями украинского общества и общечеловеческой культуры. Провозглашение и развитие самостоятельного Украинского государства открыли новую эру в развитии украинской этнопедагогики. Могучего размаха в нашей стране приобретает движение за внедрение достижений украинской этнопедагогики и обучение украиноведения в школах. На эту тему было проведено несколько Всеукраинских научно-практических конференций. Большое значение имеют основания кафедр украиноведения в высших учебных заведениях Украины, открытие и работа Института украиноведения (директор П. Кононенко), функционирования лабораторий по украинскому этнопедагогики в Научно-исследовательском институте педагогики, украинском педагогическом университете имени Драгоманова, Прикарпатья имени В. Стефаника , Черновицком университете имени Ю. Федьковича, Львовском университете имени И. Франко, Дрогобычском пединституте имени И. Франко, Луганском, Уманском, Славянском, Николаевском, Криворожском и других пединститутах; создание вузовских программ по украинскому этнопедагогики (Ю. Руденко, В. Струманский, Е. Сявавко). Активизировала свою мобилизационную деятельность по актуализации украинской этнопедагогики педагогическая пресса. Всегда свежие, интересные, оригинальные и очень нужны материалы на эту тему публикуют журналы «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Родная школа», «Двоеслов», еженедельник «Образование». Большой популярностью среди педагогической общественности получили также такие украинознавчи журналы, как, например, «Берегиня» (редактор-основатель В. Скуратовский), «Народоведение» (М. Дмитренко), «Живая вода» (Д. Чередниченко), «Зарево» ( Н. Колесник). идеями украинского этнопедагогики проникнуты концепции дошкольного воспитания, средней общеобразовательной национальной школы Украины, развития национальной высшей (после средней) образования Украины, Украинской национальной системы воспитания, непрерывной системы национального воспитания и тому подобное. p> Все больший размах приобретают в последние годы научные исследования в области украинской этнопедагогики. Благородную роль в этом отношении имеет образование 4 марта 1992 Академии педагогических наук Украины как высшего отраслевого научного учреждения. Она уделяет постоянное внимание развитию украинского этнопедагогики. Достаточно отметить, что среди 24 осуществляемых ею сегодня основных направлений научных исследований по педагогике и психологии в Украине, один из них, четвертый, специально представляет педагогику и украиноведение в содержании, формах и методах обучения и воспитания. И спектр охваченных проблем для исследования достаточно широк. Бесспорно, и другие направления во многих случаях тоже переплетаются с украинской этнопедагогики, которая находит свое воплощение на страницах академического «Научного вестника» и информационного бюллетеня «Психолого-педагогические новости». В целях координации тем соискателей степеней докторов и кандидатов педагогических наук в октябре 1994 при Академии педагогических наук создан Совет «этнопедагогики и народоведения». Плодотворно действует Научно-методический центр «Украинская этнопедагогика и народоведение» АПН Украины и Прикарпатского университета имени В. Стефаника (директор центра — Р. Скульский), где творчески работают известные ученые В. Грабовецкий, В. Кононенко В. Матвиишин и др. Наличие названной учреждения. Научно-методического центра «Гуцульская школа» (директор П. Лосюк), а также Научного центра «Гуцульщинознавства» (директор П. Шкрибляк), позволяет реализовать комплексное исследование украинской народной педагогики Гуцульщины с выводом фундаментальных научно-теоретических етнопедагогичних положений всеукраинского значения.