Особенности формирования правовой культуры студентов

Особенности формирования правовой культуры студентов В Государственной национальной программе «Образование» (Украина XXI века ) отмечается, что формирование правовой культуры — это один из элементов цели национального воспитания. Становление демократического государства, развитие на основе духовности, нравственности невозможны без высокообразованного общества с развитой правовой культурой и глубокой правосознанием. Поэтому формирование правовой культуры является одним из основных направлений развития образования. Правовая культура как разновидность культуры общей, включает: а) определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; б) состояние процессов правотворчества и реализации норм права; в) специфические способы правовой деятельности; г) ценностные достояние материальных благ, созданных людьми.
https://protect-market.ru/categories/geotekstil

Компонентами индивидуальной правовой культуры являются: систематизированы знания о праве, законодательство своей страны, о существующем в обществе правопорядок, меры его укрепления и способы охраны; ориентированное на ценность права и строгого правопорядка отношение граждан к закону, законопослушный поведение и активное неприятие правонарушений; социально-полезная поведение человека (реализация прав и свобод, ответственное отношение к обязанностям гражданина, готовность действовать юридически грамотно). Учебно-образовательная и воспитательная деятельность по формированию правовой культуры студентов строится с опорой на их интеллектуально-познавательную, волевую и эмоционально-нравственную сферы. Правовая культура, входя элементом во все виды взаимоотношений личности с окружающим миром, выступает основным и обязательным регулятором деятельности и поведения каждого индивида. Можно определить педагогические условия, способствующие усвоению студентами содержания правового образования как компонента их правовой культуры:

  1. 1. Разработка содержания правового образования студентов, который включает следующие компоненты: а) система знаний о природе, обществе, технике, мышления и способы деятельности; б) опыт осуществления способов деятельности, воплощается вместе со знаниями в умениях и навыках; в) опыт творческой, поисковой деятельности при решении новых проблем, которые возникают в обществе; г) опыт ценностного отношения к объектам и законов деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, другим людям.
Говоря о формировании правовой культуры, усвоение студентами содержания правового образования, необходимо обеспечить реализацию ее интеллектуально-информационного компонента, то есть усвоение системы знаний о сути права, а именно: нормы права, признаки нормы права, санкции за нарушение нормы права; признаки нормативно-правовых актов; правонарушения, его признаки; функции юридической ответственности и ее виды, основания для привлечения к юридической ответственности; законность, правопорядок, особенности правопорядка, структура и содержание правопорядка; правовая идеология и правовая психология.
  1. 2. Формирование у студентов потребности в овладении правовой культурой и ее составной — содержанием правового образования.
  2. 3. Систематическое, последовательное формирование познавательного интереса к процессу обучения и профессиональной деятельности (средствами деловых и правовых игр).
  3. 4. Привлечение студентов к самостоятельному решению правовых проблем в различных ситуациях.
  4. 5. Создание системы познавательных задач для управления учебной деятельностью студентов. Особенно важным здесь является выработка практических навыков применения юридических знаний, правовых норм.
Основными шагами по формированию высокой правовой культуры будущего учителя в условиях становления украинской государственности должно стать
  •  — продолжение разработки целостной концепции гражданско-правового образования и воспитания; обновление содержания образования в соответствии с достижениями юридической, психолого-педагогической науки, современных технологий обучения, передового опыта практической деятельности правоохранительных органов Украины;
  •  — подготовка стандартов, программ, учебников по данной проблематике; разработка рекомендаций по гражданскому и правовому воспитанию;
  •  — создание аудио — и видеоматериалов, компьютерных программ с гражданско-правоведческих курсов;
  •  — внедрение многоступенчатой и непрерывной системы обучения специалистов от начальной профессиональной подготовки к овладению ими уровня высшей квалификации;
  •  — всестороннее углубление правовой, патриотически-воспитательной тематики в учебных курсах по философии, этики, политологии, истории, культурологии;
  •  — в области гражданско-правового образования осуществление подготовки и переподготовки учительских кадров, способных применять личностно-ориентированные педагогические технологии, включая моделирование реальных социальных процессов, ролевые и деловые игры.
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективному усвоению студентами содержания правового образования способствует: разработка содержания правового образования, формирования потребности в овладении им, формирование познавательного интереса к процессу обучения, включение студентов в самостоятельную работу применение системы познавательных задач. А создавая условия для усвоения студентами содержания правового образования, мы закладываем базис для формирования их как высокообразованных граждан с необходимым уровнем правовой культуры. Литература
  1. 1. Городисский М. Правовое образование будущего учителя: Монография / Под ред. М. Подберезський. — М .: Легас, 2001. — 128 с.
  2. 2. Лескова М., Лесков В. Развитие государственности: проблемы правовой культуры // Начальная школа. — 1997. — № 10. — С. 13-16.
  3. 3. Правовое образование в школе // Воспитание в школе. — 1996. — № 4. — С. 7-8.
  4. 4. Слепченко Т. Правовое обучение: проблемы настоящего // Начальная школа. — 1998. — №5. — С. 34-35.
  5. 5. Элиасберг Н. Система этико-правового образования и гражданского воспитания: первые итоги // Народное образование. — 2001. — № 4. — С. 116-120.