Отрасли современной педагогики и их характеристика

Отрасли современной педагогики и их характеристика Введение Каждая наука в любом объекте изучения выделяет свой свой предмет исследования — ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Самостоятельность любой наукивизначаеться, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который не исследуется никакой другой дисциплине. Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях основных категорий педагогики: развитие, воспитания, образования и обучения. В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний" педагогика выступает как единственная наука, имеющая предмет воспитания человека. Структура педагогических наук Развиваясь, любая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс также касается и педагогики. В наше время понятие «педагогика» связана целая система педагогических наук. Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин: 1) Общая педагогика — наука, которая изучает основные закономерности осуществления учебно-воспитательной деятельности и функционирования образования ; 2) Возрастная педагогика — это педагогическая наука, которая изучает особенности осуществления учебно-воспитательной деятельности с учетом возрастных особенностей человека. Здесь можно привести также такой науке, как андрагогика — педагогика взрослых; 3) История педагогики — наука, изучающая прошлое педагогики и отбирает тот опыт, который может быть использован в наше время; 4) Сравнительная педагогика — изучает особенности осуществления педагогической деятельности в разных странах с целью определения положительного педагогического опыта для отечественной системы образования; 5) Дидактика — это теория обучения; 6) Теория воспитания ; 7) Социальная педагогика ; 8) Специальная педагогика . Некоторые из этих наук уже стали отраслевыми. Так например дидактика делится на дидактике общую и дидактике отраслевую.
КаминЛэнд

Общая дидактика изучает основные закономерности осуществления учебной деятельности, а отраслевая дидактика в свою очередь изучает особенности осуществления учебной деятельности в конкретных условиях (социальных, возрастных). Отраслевая дидактика делится еще на две науки — отраслевая дидактика (часто называют отраслевая дидактика №2) и методика преподавания. Отраслевая дидактика 2 изучает особенности осуществления учебной деятельности в конкретной социальной среде. Методика преподавания изучает основные закономерности и особенности осуществления учебной деятельности в условиях изучения конкретного учебного предмета (то есть методика преподавания физики, методика преподавания политологии и т. д.). Социальная педагогика — это отраслевая педагогическая наука, которая изучает особенности осуществления учебно-воспитательной деятельности в социально-стандартной среде. Но это не является самым главным ее чертой. Социальная педагогика изучает влияние социальной среды на эффективность учебной деятельности. В социальной педагогики относятся: 1) педагогика труда — изучает осуществления учебно-воспитательной деятельности в условиях производственных отношений; 2) педафтология — изучает особенности формирования личности учителя-преподавателя; 3) профессиональная педагогика (в западной педагогике как подразделение социальной педагогики, у нас — отдельная наука). Специальная педагогика — отраслевая педагогическая наука, которая изучает особенности осуществления учебно-воспитательной деятельности в социально-нестандартном среде. ( Социально-стандартное среду — это та часть общества, социальные интересы которого согласуются с социальными интересами остального общества, и распространение которой не несет в себе угрозы для общества в целом. Социально-нестандартное среда является антиподом в социально-стандартного.). Например, студенчество — специфическое социальная среда, но его распространение не несет опасности для общества, так это социально-стандартное среду. Узники — специфическая среда, интересы которого не совпадают с интересами остальных, распространение которого опасно, следовательно это социально-нестандартное среду. Специальная педагогика подразделяется на такие науки: 1) олигофренопедагогика — осуществление учебно-воспитательной деятельности в среде умственно-отсталых людей; 2) тифлопедагогика — осуществление учебно-воспитательной деятельности в среде людей с нарушением зрения; 3) сурдопедагогика — осуществление учебно-воспитательной деятельности в среде людей с нарушением слуха; 4) логопедагогика — осуществление учебно-воспитательной деятельности в среде людей с нарушением произношения; 5) дефектология — изучает особенности влияния различных физических и психических недостатков на учебно-воспитательный процесс; 6) пенитенциарная педагогика — осуществление учебно-воспитательной деятельности в среде заключенных (нарушение свободы); 7) ресоциализацийна педагогика — изучает закономерности осуществления учебно-воспитательной деятельности с целью социальной адаптации людей, отбывших наказание или таких, перенесших длительные болезни; 8) ревалидацийна педагогика — это педагогическая наука, которая изучает особенности осуществления учебно-воспитательной деятельности в среде физически или психически ослабленных людей (не больных) 9) педагогика превентивная — это педагогическая наука, которая изучает особенности осуществления учебно-воспитательной деятельности с целью предотвращения совершения общественно-опасных действий.