Профессиональная подготовка будущего преподавателя как фактор формирования его творческого потенциала часть 2

Таким образом, в формировании профессионально-творческой «Я-концепции» мы выделяем несколько этапов, которые представляют собой в более свернутом и организованном виде этапы становления Я-концепции в онтогенезе: 1. Начало обучения в вузе. Восприятие информации по профессии преподавателя, соотнесение ее с собственными целями, интересами, потребностями, чувствами. Принятие ценностей профессии. Формирование обобщенного образа преподавателя-профессионала, зарождения профессиональной Я-концепции: «Я — студент — преподаватель» (реальной и идеальной). 2. Этап обучения в вузе. Получение специализированной, профессиональной информации о будущей профессии, коррекция предыдущих представлений, развитие профессионально-значимых качеств, рефлексия. Осознание Я-реального и Я-реально-профессионального, моделирование Я-идеального и Я-идеально-профессионального и конструирования пути достижения последнего. Возникновение потребности в творческой самоактуализации. Постановка целей развития и профессионального становления. 3. Завершение обучения в вузе. Общение, интерпретация индивидуального педагогического опыта (теоретического и практического). Работа со студентами мы начинали с формулировки проблемы, которые они проявляют в педагогической реальности. Студентам предлагалось написать эссе «Я в мире педагогической профессии». Студенты тяжело воспринимают саму постановку вопроса о поиске проблем. Некоторые студенты первых-вторых курсов (таких от 5 до 7%) фактически отказываются от формулировки собственной позиции, даже когда эссе предлагается им в качестве обязательного учебное задание.
Вы хотите выгодно заказать диваны для офиса? Заходите в итис.юа магазин и заказывайте по низким ценам на novosti.ua

«Я еще не профессионал и не знаю, какие проблемы важны в работе с учениками», — типичный ответ в таких случаях. До половины эссе в первоначальном варианте представляют собой «поэтические всхлипывания» о том, насколько важна профессия преподавателя, стенания по поводу невысокого ее престижа в обществе и низкой зарплаты. Если же выделяются воспитательные проблемы, то в основном с позиций ученика разоблачает бездушного преподавателя. Их ученический и студенческий опыт, как правило, — это по проживанию проблем педагогического взаимодействия «по другую сторону баррикады». Но именно в этом, в переходе с позиций ребенка (пассивно страдающего объекта воспитательных влияний) на позицию ответственного за него взрослого (субъекта), мы видим назначения эссе в работе со студентами. Вместе с тем мы стараемся зафиксировать и опыт их взаимодействия с педагогом в собственном школьном детстве, в том числе и негативный опыт, повторения которого следовало бы избежать в своей педагогической деятельности. Совершенно очевидно, что этот этап работы в студенческом исследовании занимает неизмеримо длительный период. Однако мы считаем его принципиально важным именно в аспекте подготовки к педагогической деятельности, поскольку так же, как и преподаватели, студенты не готовы сами искать решения педагогических проблем, которые им нужно решать в профессиональной деятельности, а ожидают готовых рецептов и предписаний от преподавателя. Таким образом, формирование профессиональной направленности личности и ее потребностей в творческой самоактуализации требует включенности личностных механизмов и строится на осмыслении личностью определенных ценностей: самого себя, других людей, своего поведения, системы отношений. Проблема формирования педагогической направленности и творческой самоактуализации личности будущего преподавателя — это процесс и результат становления творческой позиции будущего педагога. Становление преподавателя как создателя — это его становление субъектом педагогической деятельности, общения, собственного развития. Становление субъектом заключается в постоянном совершенствовании профессионального и индивидуально-личностного потенциала, всестороннему и гармоничному развитию на основе творчества и преобразующей взаимодействия. Субъектом преподаватель станет, когда сформирует творческую концептуальную профессионально-личностную позицию. По мнению И. Колесникова 6, с.10, творческая позиция преподавателя предполагает постоянную потребность в рефлексии над собой как субъектом педагогической деятельности, за динамикой объекта добавления своих сил. Преподаватель, если он находится в субъектной позиции, «хочет удовлетворить себя в себе самом, убедиться с помощью рефлексии в том, что является для него обязательным, что составляет его цель и что он должен делать для достижения этой цели» 4. Однако самоутверждения, субъектность невозможны без соотнесения себя, своих смыслов с обстоятельствами внешнего мира, с социокультурными ценностями, которые проявляются в самооценке, которую мы считаем вторым ведущим фактором становления творческой позиции преподавателя. Творческая самооценка преподавателя рассматривается нами как оценка им самого себя, своих педагогических возможностей, профессиональных качеств и роли в творческом преобразовании себя и окружающих обстоятельств. Она является центральным компонентом «Я-концепции» (Б. Додонов). Проведенный анализ позволил выделить три ведущие факторы становления творческой позиции будущего преподавателя как создателя: педагогическую рефлексию, профессиональную самооценку и профессиональное самосознание. Таким образом, система профессиональной подготовки специалиста должна обеспечить многоаспектную готовность будущего преподавателя. Поэтапное становление разноплановой готовности, по мнению исследователей, обеспечит личностно ориентированный подход к каждому студенту как уникальной личности, целенаправленно и последовательно раскрывая в нем все сильные личностные и профессиональные стороны, помогая смягчить или компенсировать слабые 3. Проектирование личностно ориентированного образования как целостной педагогической системы, связанное с определением целевых, содержательных и процессуальных характеристик образовательного процесса, остается на сегодня нерешенной задачей дидактики и потому сосредотачивает на себе усилия многих исследователей 1. Готовность к педагогической деятельности включает вхождение в профессию, овладение стандартами профессионального педагогического образования — все то, что в основе своей поддается нормированию и технологизации. Компетентность же предполагает высокий уровень владения составляющими готовности и ряд других компонентов: творческий индивидуальный стиль педагогической деятельности, инновационный, творческий подход к ней, развитую педагогическую рефлексию, сформирован педагогический менталитет, возможно осуществление авторских поисков и находок.