Проекты исторического направления

Проекты исторического направления Историческое направление проектной деятельности очень важен для интеграции современной молодежи в общество, в котором переплетается разный жизненный опыт. Преимуществом подобных проектов является то, что они могут осуществляться и как внеурочная работа по предмету (в кружках, на факультативах и т. д.), и в форме отдельного вида деятельности учеников Для украинского общества, как и для большинства постсоветских, характерные процессы дистанцирование между поколениями, увеличение разницы между ценностями реальными и декларируемыми. В традициях украинской семьи всегда были помощь детям в учебе, обсуждение домашних заданий, иногда даже демонстрация собственных знаний, полученных много лет назад. Изменение в программах обучения школьных курсов истории, появление новых учебников часто вызывают растерянность родителей, старшего поколения, ведь они изучали совсем другую историю. Поэтому «исторические» проекты не только могут выполнить задачи воспитания социальной активности молодых людей, но и приблизить поколения родителей и детей друг к другу. Кроме того, история изучаемого в школах, все еще остается в большинстве случаев историей больших групп людей, государств, отдельных деятелей, политической, экономической, но не историей социальной, культурной, историей повседневности, место в которой может найти любой человек. Предложенные проекты могут быть индивидуальными, индивидуально-групповыми, групповыми. Для них характерна камерность, поскольку они не громкие по результатам.
тут

Однако они полезны с точки зрения воспитания уважения к прошлому, к историческим артефактов, которые можно найти рядом, к людям, чьи имена не всегда присутствуют в школьных учебниках. История одной фотографии, открытки, марки, рекламного объявления, старого журнала или газеты может стать толчком к серьезному разговору о том, кто и почему должен хранить память, как важно ценить прошлое независимо от современной политической конъюнктуры. Учитель, который выбирает для себя историческое направление проектной деятельности, должен понимать, что, как и в любой внеурочной работе, он опираться на наиболее активных и сознательных учеников, которые демонстрируют устойчивый интерес к истории. Поскольку предлагаемый возраст участников колеблется от 12-13 до 16-17 лет, сначала надо оценить возможную сложность поиска информации и опыт данной группы учащихся в проектной работе вообще. Если руководитель проекта стремится усовершенствовать учебную деятельность по истории, то такие проекты можно планировать как часть тематического оценивания, домашнее задание, самостоятельную работу, но обязательно на добровольной основе. Очень важным является привлечение родителей и других взрослых к проекту. Стоит тему проекта обсудить с родителями на родительских собраниях. Такое обсуждение создаст дополнительную мотивацию у учащихся для совместной деятельности. Проект „ Повседневная жизнь моей семьи на фоне исторической эпохи » Дезинтеграция украинского общества, вызванная политическими событиями и социально-экономическими проблемами последних десятилетий, особенно проявляется в разрыве традиционных связей между поколениями. Достаточно резкое изменение технологического и предметной среды иногда углубляет дистанцию между современными подростками и взрослыми. Традиционное преподавание истории в школе не способствует формированию общей исторической идентичности, осознанию исторического единства на примере микрогрупп, в частности семьи. Родители и дети проводят вместе все меньше времени. Объединиться их заставляют, как правило, бытовые проблемы. Создание возможностей для совместной деятельности, построенной на взаимном интересе, поможет участникам проекта почувствовать себя объединенными и интересными друг для друга. Цель проекта — привлечь учеников к активному изучению истории повседневности на примере собственной семьи и способствовать позитивному отношению к истории семьи как органической составляющей истории страны. Задача проекта: привлечь членов семей учащихся к совместной поисковой деятельности, способствовать формированию общей исторической памяти и идентичности; с помощью проекта углубить умение работать вместе, исследуя историческую проблему; подготовить материалы для презентации; организовать выставку работ в школьном историческом кабинете; собрать информацию для использования на уроках истории Украины по теме «Повседневная жизнь Украинской в 1960—1990 гг.»; развить навыки исторического исследования на примере исторических источников различного вида (фотографии, семейное переписка, воспоминания, интервью, журналы и газеты разных времен и т. п.). Ожидаемые результаты: знания о повседневной жизни города и села в 60-90-х годах ХХ века и соотношение «малой» истории семьи и общей истории страны; навыки исследования и интерпретации исторических источников истории повседневности; умение работать вместе в группе со сверстниками и членами собственной семьи; умение организовывать и реализовывать проекта деятельность; толерантное отношение к разнообразию вкусов и предпочтений как основы любого общества. Вид проекта: индивидуально-групповой. Исполнители проекта: ученики 8-11-х классов, учителя истории, руководители кружков, клубов по интересам, воспитатели домов школьника детского творчества и тому подобное. Срок выполнения: от 2 до 4-х месяцев, в зависимости от объема исследования. Условия реализации: а) дидактические — умения учащихся работать с историческими источниками, особенно с фотоматериалами и устной историей; навыки организации презентаций; б) организационные — налаживание связей с родителями, близкими и дальними родственниками и другими взрослыми участниками исследования (работниками местной библиотеки, местных музеев и архивов и т. п.); контакты с местными СМИ; в) материальные — бумага, папки для портфолио, компьютерная техника для создания и показа презентации, стенды для показа ученических работ и тому подобное. Методические рекомендации для участников проекта Данный проект может выполняться учениками в течение длительного периода. В одном случае это будет исследование проблемы, не связано с учебным процессом, в другом — для учеников 11-х классов — как опережающее задание к указанной ранее темы. Объектом исследования может стать повседневной жизни в целом, но лучше, если дети в малых группах выберут себе отдельное направление проявления истории повседневности: жилье, моду (одежда, прически), бытовую технику, досуга, занятия и занятость др. Если родители учеников могут рассказать о 80-90-х годах ХХ века, то бабушки и дедушки — о 60-70-е. В таком случае может сложиться коллективный портрет эпохи, желательно представить с участием родителей и перед родителями. Реализация проекта будет способствовать лучшему взаимопониманию между поколениями и ощущению исторического единства в условиях трансформации общества.