Компьютерные технологии в процессе обучения математике в высшем педагогическом учебном заведении

Компьютерные технологии в процессе обучения математике в высшем педагогическом учебном заведении Информатизация образования является главной предпосылкой успешного развития процессов информатизации общества. Поэтому, одним из приоритетных направлений психолого-педагогических исследований является внедрение компьютерных технологий в процесс преподавания всех учебных дисциплин как в заведениях среднего образования, так и в высших учебных заведениях. Как отмечает академик АПН Украины М. И. Жалдак, сейчас компьютер с объекта изучения превращается в высоко эффективный, многофункциональный средство обучения. С использованием персонального компьютера повышается эффективность учебного процесса за счет его интенсификации и активизации учебно-познавательной деятельности, предоставление ей творческого исследовательского направления.
Игрушки для взрослых

Внедрение компьютерной техники в процесс преподавания отдельных учебных дисциплин превращает познавательные и мотивационно-эмоциональные процессы, деятельность и общение преподавателей и студентов, меняет методические системы преподавания учебных дисциплин. Каждая методическая система обучения функционирует на определенном социальном и культурном фоне, который осуществляет на нее решающее влияние. Наиболее явно и сильно указанный влияние направляется на ведущий компонент — цель обучения. Поэтому характерной чертой процесса компьютеризации образования является изменение цели обучения всех учебных дисциплин как в заведениях среднего образования, так и в высших учебных заведениях. . Например, согласно программе для физико-математических факультетов педагогических вузов изучения курса математического анализа, имеет своей целью фундаментальную математическую подготовку специалистов и научное обоснование ряда вопросов, первое представление о которых получено в школьном курсе математики (4 ). В условиях внедрения компьютерных технологий обучения нужно не только дать будущему учителю знания классического и современного математического анализа, но и подготовить его к использованию персонального компьютера при преподавании в будущем вопросов математического анализа в учреждениях среднего образования. Поэтому сейчас целью курса математического анализа должно быть: — основательная математическая подготовка будущих учителей математики по классического и современного математического анализа; — умение решать задачи математического анализа с помощью персонального компьютера. В связи с закономерностями, которые связаны с внутренней построением методической системы обучения, изменение одного компонента с необходимостью вызывает изменение других компонентов. В этом, как известно, реализуется принцип полноты совершенствования методической системы обучения (2, 23). В первую очередь, цель меняет содержание обучения. Рассмотрим, например, раздел курса математического анализа «Соответствие, отображение, функция». Программа предусматривает изучение следующих вопросов: — понятие соответствия и функции; — область определения и множество значений функции; p> — обратная функция, графики взаимно обратных функций; — основные элементарные функции и их графики; — арифметические операции над функциями; — суперпозиция функций; — простейшие свойства функций; — применение свойств функций к решению рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений и их систем. Внедрение компьютерных технологий требует дополнения к содержанию данного раздела: — построение графиков функции с помощью персонального компьютера; — решения уравнений и их систем с использованием компьютерных программ. Внедрение компьютерных технологий в процесс преподавания математических дисциплин вносит изменения в другие компоненты методической системы: формы, методы, и средства обучения. Программная поддержка математических курсов должно прежде способствовать достижению педагогической цели за счет использования компьютерных средств: иллюстрации математических понятий, демонстрации приложений математических методов исследования различных процессов и явлений, проведение математического эксперимента, создание и изучение информационных и математических моделей явлений и процессов, развития геометрической интуиции (3, 18). На лекционных занятиях использования мультимедийного проектора и соответствующего программного обеспечения строит восприятие материала не только более наглядным, но и более доступным. Студенты не только воспринимают и запоминают готовые истины, но и сами участвуют в процессе поиска развязку учебной задачи. Например, при изучении осевой симметрии в курсе «Геометрия», лектор с помощью программы GRAN — 2D может продемонстрировать построение симметричных точек, показать перестройку некоторых кривых при различных центрах симметрии. Затем формулируется условие задачи, демонстрируется ее решение при различных начальных условиях, формулируется общий вывод, который приходится аналитически. Например, при изучении раздела «Производная» в курсе математического анализа с помощью компьютера в динамике возможно продемонстрировать на проекторе движение секущей при условии, что приращение аргумента стремится к нулю. Учебный эффект при этом значительно увеличивается по сравнению с рисованием мелом. Согласно «Положения об организации учебного процесса в высших учебных заведениях», практическое занятие рассматривается как форма учебного занятия, при которой преподаватель организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует навыки и умения их практического применения путем самостоятельного выполнения студентами сформулированных задач. При проведении практических занятий по математическим дисциплинам только традиционными методами и организационными формами очень трудно стимулировать студентов к активной учебно-познавательной деятельности. Поэтому крайне важным является переход к новому стилю обучения, который должен быть нацеленным на максимальное развитие творческих способностей студентов и формирования их познавательной активности. На практических занятиях использования персонального компьютера, в первую очередь, позволяет уменьшать затраты времени на некоторые расчеты (вычисления обратных матриц, решение уравнений, неравенств, их систем и т. д.). Это позволяет рассматривать на занятиях большее количество задач, и уделять внимание решению творческих задач, обсуждению алгоритмов их решению. Таким образом, методика решения задач меняется коренным образом и способствует формированию навыков математического моделирования. Кроме того, использование персонального компьютера при решении задач можно рассматривать как благоприятную условие для роз развития операционного стиля мышления студентов.