Теоретический анализ содержания нравственного воспитания личности

Б. Чижевский, характеризуя национальную систему воспитания в условиях государственно процесса в Украине, указывал, что нравственное воспитание личности должно базироваться на сочетании образования и национальной культуры , где вся система воспитания рассматривалась как гарант демократичности общественного строя и государства и служила эффективным средством, с помощью которого государство и предыдущие поколения имели возможность формировать людей за своими аналогами. Построение же демократического общества, по мнению ученого, должно базироваться на национальной идее, любви к Родине, классической культуре и направляться в плоскости Я-концепции личности, личности, гражданина, патриота Украины.
Психолог в СПБ

М. Стельмахович, исследуя воспитательные ценности подрастающего поколения в Украине, подчеркивал, что система образования должна воспитывать высоконравственного личность на основе национальных достижений: "... Мудрость нашего народа идет от деда-прадеда, отца-матери, семьи, родного дома и материнской языка, земли-кормилицы, от ясного неба и светлого солнца, матушки-природы, от доброго сердца и всей души, глубоких человеческих чувств и переживаний, хрустальной честности и человечности, светлой духовности, сердечной любви к детям, духа Матери-Украина ". В. Билоусова рассматривала нравственное воспитание как специально организованную межличностное взаимодействие педагога с воспитанником на основе норм и принципов гуманизма. Во гуманизацией воспитания педагог понимала очеловечивания отношений, обеспечит морально-эмоциональную атмосферу взаимного понимания, уважения и заботы о другом, бескорыстного отношения к каждой личности не как к средству достижения собственных интересов, а как к цели. «В этом случае, — подчеркивала педагог, — другой воспринимается как высшая жизненная ценность, вызывая адекватное восприятию отношение к себе». Совершив анализ последних исследований, мы пришли к выводу, что термин «нравственное воспитание» рассматривается как: «общественное явление, которое подчиняется законам общественного развития»; «Процесс, специфические функции которого осуществляются по своим собственным правилам и закономерностями»; «Целенаправленный влияние старшего поколения на младшее с целью выработки у него устойчивых моральных качеств»; «Стержень гармоничного развития личности»; «Форма трансформации опыта и сфера реализации человеческой нравственной культуры»; «Коррекция поведения, исправления желаний i чувств, культивирование добродетелей на уровне мотивов деятельности»; «Воспитание нравственных качеств, выработки умений i навыков нравственного поведения, формирования гуманных взаимоотношений». Нравственное воспитание личности имеет целью формирование нравственной воспитанности, которая предполагает систему нравственных знаний, умений, навыков, убеждений, взглядов, норм. Задача нравственного воспитания мы определили как процесс трансформации общественно значимых норм, принципов, регулирующих взаимоотношения, общечеловеческие нравственные ценности в индивидуальные качества и формирования на этой основе соответствующих моральных качеств. На основе логико-семантического и лингвистического анализа нами были определены около ста нравственных понятий, характеризующих искомые качества. Например, благородство, усердие, смирение, деликатность, заботы, почтительность, скромность, кротость и т. п. В связи с этим отметим, что О. Вишневский включал перечень специфической группы ценностей, среди которых мы выделили нравственные качества личности, которые призваны повысить уровень нравственной воспитанности: доброта, честность, справедливость, искренность, достоинство, милосердие, любовь, прощение, великодушие , мудрость, самоответственность, верность, толерантность, гостеприимство, открытость, мужество, героизм, согласие, решительность, доброжелательность, правдивость, оптимизм, умеренность, кротость, уравновешенность, терпение, исполнительность, инициативность, трудолюбие, самостоятельность, благородство, бережливость. Следует отметить, что определение акцентируют внимание только на одном социальном аспекте воспитания. На наш взгляд, педагогические задачи нравственного воспитания нельзя ограничивать простым перечнем нравственных качеств. Изолированные, абстрактно взятые, они не способны служить непосредственной целью нравственного воспитания личности, так как эти качества приобретают свой раскрытия лишь в контексте целостной личности. Таким образом, на основе теоретического анализа работ современных украинских ученых-педагогов мы определили нравственное воспитание личности как сложный динамический процесс, обеспечивается непрерывным ростом качественных изменений личности до уровня, который соответствует потребностям современного общества. Как целенаправленный процесс, он оптимально действенный, когда организуется воспитателем с учетом взаимодействия субъективных и объективных факторов и осуществляется в процессе нравственной деятельности, направляется на утверждение нравственных принципов, норм, регулирующих моральные отношения. ЛИТЕРАТУРА 1. Бех И. Д. Психологические основы нравственного развития личности: Автореф. д-ра психол. наук (19.00.07). — К., 1992. — 43 с. 2. Белоусова В. А. Теория и методика гуманизации отношений старшеклассников во внеурочной деятельности общеобразовательной школы: Монография. — К .: ИЗМН, 1997. — 192 с. 3. Вишневский А. Концепция демократизации украинского воспитания // Концептуальные основы демократизации и реформирования образования в Украине. Педагогические концепции. — К .: Школьник, 1997. — С. 78-122. 4. Карагодiн В. М. Проблема нравственного воспитания в педагогической мысли IV-XI вв: Автореф. дис. канд. пед. н., (13.00.01) / Прикарпатский ун-т им. В. Стефаника. — Ивано-Франковск, 1997. — 18 с. 5. Ковальчук И. В. Нравственное воспитание учащихся украинских школ Буковины (вторая половина XIX-начало XX в.): Автореф. ... Дис. канд. пед. н. (13.00.01) / Прикарпатский ун-т им. В. Стефаника. — Ивано-Франковск, 2001. — 21 с. 6. Красовицкий М. Нравственное воспитание учащихся в теории и практике американской школы (опыт и проблемы) // Начальная школа. — 1998. — №4 (821). — С. 29-52. 7. Лосева В. К., Семенов Э. В . Культурно-типологическая целостность представлен в человеке как микрокосме // Некоторые проблемы исследований современной культуры. — М .: НИИ Культуры, 1987. — С. 163-179. 8. Матвиенко А. В. Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной и внешкольной деятельности / Автореф. ... Дис. канд. пед. н. (13.00.01.) / Национальный пед. ун-т им. Драгоманова. — К., 1999. — 20 с. 9. Молодыченко Н. А. Психолого-педагогическая подготовка будущего учителя иностранного языка к нравственному воспитанию подростков: Автореф. ... Дис. канд. пед. н (13.00.04) / Ин-т высшего образования АПН Украины. — К., 2002. — 23 с.