Проблемы развития творческих способностей будущих учителей трудового обучения

Проблемы развития творческих способностей будущих учителей трудового обучения. Важность воспитания творческого учителя приобретает в последнее время особое значение. Учитель, который испытывает потребность в творческой самовыражения, сможет предстать перед учениками как самобытная личность, способная развивать индивидуальность своих воспитанников. А именно развитие индивидуальности, личности — одна из задач, что обусловлено Концепцией развития общего среднего образования. Как определяет психолого-педагогическая литература, творческий потенциал личности определяется полученными и самостоятельно выработанными умениями, навыками, способностями к созиданию. Какие же способности необходимы творческой личности учителя? Без сомнения — креативность — одна из способностей, которые и характеризуют творческую личность. Американский психолог Э. Фромм предложил следующее определение творческих способностей: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях это направленность на открытие нового и способность глубокого осознания своего опыта» (4). Большинство психологов склоняются к мысли, что способности, в том числе и творческие, можно формировать и развивать в процессе деятельности. Венгер Л. А. писал: «Если способности не врожденные, а состоят в деятельности, если они — один из результатов обучения, можно рассчитывать найти такой смысл и такие методы обучения, при которых та или иная способность сложилась бы на самом высоком уровне у всех детей.» (1 ) В свое время выдающийся психолог Л. С. Выготский определял творческие способности и творческую деятельность как комбинаторная и придавал большое значение для ее развития «упражнениям в этой деятельности» (2) Анализ учебных планов и программ профессиональных дисциплин по подготовке будущих учителей трудового обучения показывает большой потенциал развития творческих способностей студентов средствами отдельных специальных дисциплин, в частности — технологии обработки и хранения пищевых продуктов. При разработке программы Практикума по технологии обработки и сохранении пищевых продуктов мы ставили целью создание такой программы, которая бы способствовала развитию творческих способностей студентов — будущих учителей обслуживающего труда. Следует заметить, что нами было разработано два варианта программы Практикума. В первом варианте при одной лабораторной работы академическая студенческая группа (или подгруппа) делилась на бригады и каждая бригада производила блюдо, принадлежавшей к определенному виду блюд, так, что в заключение лабораторной работы мы получали комплексный обед из четырех-пяти блюд. С точки зрения формирования и закрепления базовых знаний и умений по технологии приготовления пищи и эстетического воспитания студентов такая структура программы Практикума была оправдана. Однако, она ограничивали выявление и развитие творчески-познавательного потенциала студентов. Ведь, как правило, при выборе блюда для изготовления во время лабораторной работы студенты пользовались Методическими указаниями и, реже, предложенной литературой. То есть, обучение по такой программе можно определить как традиционно информационное. Второй вариант программы Практикума имеет совершенно другую структуру. Он сочетает традиционную и творческую функции обучения. В этом варианте Программы мы отказались от приготовления комплексного обеда во время одной лабораторной работы, а вернулись в тематических работ. По каждой теме предлагается две лабораторные работы: одна базируется на изготовлении блюд или кулинарных изделий по стандартным рецептурам и технологиям, указанными в довидниково — технологической литературе по технологии приготовления пищи — Сборнике рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, учебников для соответствующих ПТУ и техникумов др. Но и в этих работах ставится задача творческого направления — составить на основании рецептуры технологическую карту и последовательность выполнения операций изготовления блюда или кулинарного изделия. Вторая лабораторная работа по этой же темы предусматривает задачи, ориентированные на поиск рецептур и технологий приготовления блюд или изделий из других источников — газет, журналов, книг по домоводству и т. д., то есть нестандартных технологий. Другим вариантом лабораторных работ этого типа — то есть нестандартных — является создание студентом собственной рецептуры и технологии приготовления блюда по заданному набором сырья. Такие ситуации довольно часто встречаются в быту, когда из продуктов, которые есть в наличии, нужно изготовить причиненные блюда. Конечно, наибольший потенциал развития творческих способностей находится в оформлении готового блюда или кулинарного изделия. Чтобы проследить динамику изменений творческих способностей студентов при изучении и отработки Практикума по технологии обработки и хранения пищевых продуктов, мы измерили уровень творческих способностей перед началом Практикума. Это измерение провели теоретически и практически. Для теоретического измерения были выбраны тесты изобразительная шкала Торренса (3) и тесты на визуальную творчество Х. Зиверта (5). Значение индекса оригинальности за Торренсом в экспериментальной группе студентов находилось в пределах от 0,46 до 0,59.Ни рисунке НЕ признан уникальным. При тестировании визуального творчества по шкале Зиверт получены следующие результаты: количество баллов, набранных студентами колебалась от 10 до 22. Это свидетельствовало о том, что уровень творческих способностей в наглядной сфере не был ярко выраженным. Практическое измерение был проведен на лабораторной работе по изготовлению и оформлению бутербродов. Практический тест разделил студентов на следующие группы: 1) те, кто изготовил бутерброды по традиционным, так называемыми «домашними» технологиями и оформлением. Они составили 28% от числа студентов, проходивших тест. 2) те, кто изготовил и оформил бутерброды с помощью иллюстраций или по аналогии тех, что они видели на семейных и других пирах. Таких студентов оказалось 65%. 3) те, кто проявил творческий подход в оформлении, то есть создали новые самобытные композиции на хлебе, которые иногда даже не отвечали эстетическим требованиям. Количество таких студентов составила 7%. Уровень творческих способностей в практическом тестировании мы оценили соответствии с распределением по группам на низкий, средний (репродуктивный) и высокий (творческий) Интересно было то, что высокий творческий потенциал проявили студенты , которые занимались в художественных школах или изобразительных кружках, то есть получили определенное развитие творческих способностей. При изучении предмета «Технология обработки и хранения пищевых продуктов» и отработки соответствующего Практикума, что имел направленность на развитие творческих способностей в течение трех семестров, наблюдался такой распределение студентов по уровням проявления творческой активности: И уровень — стимульно-продуктивный. Студенты этого уровня, а их оказалось 35%, работали в рамках нанесенного способа действий и не проявляли никакой собственной инициативе, хотя работали добросовестно и энергично. II уровень — эвристический. Студенты этого уровня, а их оказалось 50%, осознавали потребность в улучшении, усовершенствовании работы, но принципиально не меняли способ работы. ИИИ уровень — креативный. Таких оказалось около 15%, эти студенты предлагали собственный способ работы. Как правило, к этому уровню относились студенты, которые проявили творческий подход в практическом тестировании в начале Практикума. Однако, в различных академических группах это не всегда совпадало. Следует отметить, что на развитие творческих способностей студентов специальности «Обслуживающий труд» значительное влияние имело изучение других предметов, таких как «Спецрисунок», «Декоративно — прикладное искусство», «Художественная обработка материалов» и др. Ведь все эти предметы направлены на художественно-творческое развитие будущих учителей трудового обучения. Взаимосвязь этих предметов с технологией обработки и хранения пищевых продуктов был исследован в других публикациях. В завершении Практикума, перед экзаменами нами еще раз было проведено измерение уровня творческих способностей студентов по тестам, подобными тем, которые использовались в начале. Индекс оригинальности определенный по шкале Торренса теперь составлял 0,67 -0,80, в экспериментальной группе два рисунки признаны уникальными. Количество баллов по итогам визуального тестирования по Зиверт увеличилась в среднем на 30% и колебалась от 16 до 38. А это значит, что, по определению Зиверт, большинство студентов получила уравновешены и положительные творческие способности. Таким образом, по нашему мнению, предложенная структура и программа Практикума по технологии обработки и хранения пищевых продуктов способствует развитию творческих способностей студентов-будущих учителей обслуживающего труда. Литература

  1. Венгер Л. А. Педагогика способностей. -М .: «Знание», 1973. -96с.: Ил.
  2. Выготський Л. С.Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Кн. для учителя /. -3-Е изд. -М.: Просвещение, 1991. — 90.: ил.
  3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. -С. Петербург: Питер Ком, 1999. с. 368.: ил.
  4. Fromm, E. The creative attitude. In H. Anderson (Ed.), Creativity and its cultivation. New York: Wiley, 1971. — 345 p.
  5. Зиверт Х. Тестирование личности (перевод с нем.) — М .: А В Интерекспетр, изд-во Нолидж., 1997. -207с.