Компьютерное тестирование как элемент процесса обучения

Компьютерное тестирование как элемент процесса обучения В разделе с симптоматичным названием «Ограниченность существующей системы учета знаний учащихся» (2, 5) Н. М. Розенберг, в частности, отмечает «довольно очевидную обучающие функции учета, который способствует углублению знаний учащихся, коррекции ложных представлений, повторение и запоминанию материала». Обучающая функция рассматривается здесь как побочный результат контроля знаний. Мы же считаем, что учебную функцию следует принять основной целью контроля. Отсюда вытекают следующие требования к компьютерному теста: — тест должен охватывать все основные, обязательные для усвоения вопросы раздела, по которому проводится тестирование; — задачей теста должна быть не только проверка усвоения учащимися программного материала, но и выявление недостаточно хорошо усвоенных вопросов и продолжения обучения в процессе тестирования; — каждый ученик должен получить отдельный вариант теста, чтобы предотвратить списанию и тем обеспечить самостоятельность выполнения теста; — в процессе тестирования ученик должен знать, правильной был его ответ, и если ответ неправильный, ему должна быть предоставлена информация по неосвоенного им программного материала; — ученику должна быть предоставлена возможность делать повторные попытки до тех пор, пока он не поймет свою ошибку и не даст правильный ответ; — чтобы заинтересовать учеников и предотвратить преждевременное утомление, в тесте следует использовать элементы игры, азарта; — ученик должен иметь возможность выполнить тест повторно, по новому варианту и улучшить полученный им балл; — чтобы избежать языковых трудностей и повысить учебную функцию теста, желательно, чтобы студент имел возможность выбрать тот язык, которым он лучше владеет или какой он хотел бы овладеть. Если тест проводится без использования компьютеров, проверка ученических ответов требует значительных затрат времени, а сразу сообщать учеников о правильности или неправильности ответов вообще невозможно. Такой тест выполняет только контролирующую функцию и не выполняет учебной. Поэтому целесообразно выполнять тестирование с помощью компьютеров. Приводим пример использования компьютерной программы, разработанной в системе Delphi-5 для тестирования знаний учащихся по электростатики. После запуска программы компьютер предлагает выбрать язык: украинский, русский или английский. Затем появляется следующее сообщение: "Вы должны решить 6 задач, имея для начала 20 баллов. За каждый неправильный ответ и за каждую минуту размышлений снимается 1 балл. Желаю успехов! Дайте сведения о себе. " П осле ввода фамилии и других сведений начинается отсчет времени и предъявляется первая задача: " ЗАДАЧА 1. В вершинах квадрата со стороной 0,1 м размещены заряды q1 = ... мкКл, q2 = ... мкКл, q3 = ... мкКл, q4 = ... мкКл. Какая сила действует на заряд ... со стороны заряда ...? Введите величину силы в единицах СИ и направление в градусах. " Величины зарядов и номера взаимодействующих зарядов при каждом обращении избираются из массива по случайному закону. После ввода ответов в компьютер у каждого ответа появляется сообщение о ее правильности или неправильности. Если хотя бы один ответ неправильный, в отдельном окне появляется текст: "Попробуйте еще раз. Даю подсказку. ЗАКОН КУЛОНА: Сила взаимодействия между двумя точечными зарядами равна коэффициенту k умноженному на произведение величин зарядов и разделенном на квадрат расстояния между ними. k = 9 * 109 Н * м2 / Кл2. Векторы сил взаимодействия направлены вдоль прямой, проходящей через точечные заряды. Одноименные заряды отталкиваются, разноименные — притягиваются. 1 мкКл = 1 * 10-6 Кл. " На экране указывается количество баллов, равное 20 с вычетом количества неправильных ответов от начала теста и количества минут, прошедших от начала теста. Указывается также количество ошибок. Только после того, как ученик даст правильные ответы на все вопросы, ему предъявляется дальше вопрос. Когда будут получены правильные ответы на все шесть задач, на экране появляется анимационная картинка человечка, ходит из конца в конец экранного окна мимо доски с надписью «Поздравляем!» и бьет в литавры (1, 286-292). Таким образом, ученик имеет возможность, пользуясь подсказкой компьютера, учебником и справочниками, в конечном итоге при любых условиях дать правильные ответы на все вопросы. В то же время он усвоит определенную порцию программного материала. Но полученная им количество баллов будет зависеть от количества проб и от затраченного времени. Ученику предоставляется возможность выполнить тот же тест еще и еще раз, чтобы улучшить результат. Как уже указывалось, каждый раз ему предъявляется новый вариант задания. Таким повторением достигается запоминания программного материала и закрепление навыков решения задач. Литература

  1. Архангельский А. Я. Программирование в Delphi 4-М .: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1999.
  2. Тестовая проверка знаний учащихся. Под ред. Н. М. Розенберга. — М .: Сов. школа, 1973.