Измерение уровня информатизации учебного заведения

Измерение уровня информатизации учебного заведения информатизации образовательных учреждений становится более актуальной в условиях рыночной экономики, что обусловливает нестабильность внешней и внутренней среды. Это, в свою очередь, значительно сокращает время для получения и обработки информации традиционными методами и требует овладения информационно-коммуникативными технологиями каждым человеком. Поэтому задачами педагогов-исследователей является разработка научных основ информационно-коммуникационных технологий, а задачами педагогов-практиков — оптимизация их использования в учебно-воспитательном процессе. Вопросам информатизации уделяется внимание отечественными и зарубежными учеными. Так, ресурсное обеспечение информатизации рассматривается в трудах Л. Полонкоевои; развития информационного общества посвящена работа Э. Тоффлера; философии компьютерной революции — А. Ракитова; информатизации общества — А. Урсула. Появляются работы, в которых рассматривается соответствующий инструментарий для решения указанных выше вопросов. Однако нет работ, которые бы описывали технологию разработки такого инструментария. Целью представленной статьи является рассмотрение сущности понятия «информатизация учебного заведения», его структуры и соответствующей факторно-критериальной модели информатизации учебного заведения. Переход к широкому использованию информационно-компьютерных технологий (далее ИКТ) состоялся быстро и охватил абсолютно все стороны жизни мирового сообщества в целом и каждого человека в частности. Этот процесс начался с оснащение учебных заведений современной компьютерной техникой, а затем превратился в более широкий и сложный по внедрению ИКТ во все составляющие учебно-воспитательного процесса: от организации и администрирования к использованию учебных и наглядных пособий на уроках и во внеурочное время. Отечественные педагоги после появления такого мощного инструмента поняли его очевидную пользу в учебном процессе. Долгое время под понятием информатизация учебного заведения понимали степень оснащения учебного заведения современной компьютерной техникой, наличие локальной (внутренней) сети и выхода во всемирную сеть Интернет. Впоследствии стало очевидно, что поскольку само понятие «информатизация» — это более сложное понятие, связанное прежде всего с жизнью общества, чем с конкретными технологиями, то и понятие «информатизация учебного заведения» — это сложное многогранное понятие. Информационные технологии — это также сложное понятие, которое включает в себя несколько составляющих, и компьютерная техника является лишь одной из частей информационных технологий. В Модельном законе об информатизации, информацию и защиту информации, принятом на XXVI пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, дано следующее определение понятия информационных технологий "... методы и способы поиска, сбора , хранения, обработки и передачи (распространения) информации на основе использования компьютерных и других технических устройств, программ для электронных вычислительных машин и средств связи " . Итак, компьютерная техника является лишь средством для использования информации. Понятие же информатизации (от англ. Informatisation) на сегодня определяется как "совокупность взаимосвязанных организационных, правовых, политических, социально-экономических, научно-технических, производственных процессов, направленных на создание условий для удовлетворения информационных потребностей граждан и общества на основе создания , развития и использования информационных систем, сетей, ресурсов и информационных технологий, которые построены на основе применения современной вычислительной и коммуникационной техники " . Если использовать определение информатизации по учебного заведения или учебного процесса, то становится понятным, что только присутствие компьютерной техники, даже самой мощной и современной, не является достаточным для полного раскрытия этого понятия. Учитывая определение информатизации, заметим, что главными отправными компонентами для определения информатизации учебного заведения есть такие сентенции: — информатизация — это совокупность процессов: организационных, правовых, научно-технических, учебных, воспитательных, познавательных; — информатизация учебного заведения является целенаправленным процессом актуализации учащихся и педагогов к жизнедеятельности и профессиональной деятельности в динамических условиях информатизации социума на основе создания информационно-образовательной среды; — информатизация учебного заведения основана на оптимальном и всестороннему использовании информационно-коммуникационных технологий в учебном и воспитательном процессах и повседневной жизни; — информатизация учебного заведения предполагает активную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса учебного заведения (администрации, учителей, учеников, родителей) в едином образовательном информационном среде. Таким образом, понятие информатизации учебного заведения мы определяем как целенаправленную совокупность процессов: организационных, правовых, научно-технических, учебных, воспитательных, познавательных; процесс актуализации учащихся и педагогов к жизнедеятельности и профессиональной деятельности в динамических условиях информатизации социума на основе создания единой образовательной информационной среды для оптимального и всестороннего использования информационно-коммуникационных технологий всеми участниками учебного процесса. Структурно процесс информатизации учебного заведения — это длительный, сложный и многофакторный процесс. Составные части процесса информатизации учебного заведения делятся на технические, технологические и социальные. В технической составляющей относится система телекоммуникаций, обеспечивает общественную связь между удаленными участками информационного обмена средствами и технологий связи. В отечественном пространстве это доступ к всемирной сети Интернет и мобильную связь с набором современного мобильного сервиса для пользователей. В технологической составляющей относится система соответствующего компьютерного программного обеспечения, которая отвечает задачам учебного процесса и организации деятельности учебного заведения. До сих компьютерных программ принадлежит также система создания информационной образовательной среды для обеспечения полного доступа и коммуникации всех участников учебного процесса. В социальной составляющей относится глобальное использование информации средствами информационно-коммуникационных технологий всеми участниками учебного процесса во всех сферах жизнедеятельности в целом и в учебном процессе в частности. В условиях стремительного развития и распространения информации с одной стороны и распространение использования ИКТ во всех сферах жизни российского общества с другой становится актуальным выработки механизма и инструментария измерения состояния информатизации учебных заведений. Лучшим инструментом для измерения состояния процессов, имеющих социальную составляющую, на сегодня признано и успешно используется многими отечественными учеными-педагогами квалиметрический подход. Мы применяем его для создания факторно-критериальной квалиметрической модели информатизации учебного заведения. С этой целью определяем факторы, а также критерии, которые детализируют факторы, и весомость факторов и критериев. Для подсчета оценки состояния информатизации учебного заведения применяем математический подход. Итак, основываясь структуру понятия информатизации учебного заведения, определяем следующие основные факторы: технологический, организационный (менеджмент процесса), содержательный (содержание и уровень использования ИКТ всеми участниками учебного процесса). Каждый из факторов можно детализировать условными критериям. Технологический фактор информатизации учебного заведения характеризует наличие такого: — компьютерной техники ( реально используется); — устройств для графической информации (ввода и вывода); — цифровых учебных инструментов ; — принтеров ; — компьютерных проекционных устройств ; — локальной (внутренней) школьной сети ; — свободного выхода в Интернет для всех участников учебно-воспитательного процесса; — специализированного программного обеспечения для управления учебным процессом (планирование, организации, контроля и мониторинга учебного процесса); — программируемых обеспечение, обеспечивающее создание информационной среды заведения для всех участников учебного процесса. Организационный фактор информатизации учебного заведения детализируется такими условными критериями: — стратегия информатизации учебного заведения (система школьной документации); — поэтапная программа информатизации учебного заведения с определением сроков (подтверждена внутришкольных документами);