Терминологические и методологические основы философского анализа качества высшего образования

Терминологические и методологические основы философского анализа качества высшего образования Системность и рациональность философского знания требует анализа фактов действительности на основе некоторых восходящих понятий, положений и принципов. Стержневым понятием нашего исследования является «качество высшего образования», что, в свою очередь, является целостным сочетанием таких терминов, как «качество», «образование», «высшее образование», «качество образования». Для того, чтобы получить четкую концептуальную картину-фон нашего исследования, сделаем попытку проанализировать эти понятия, применив так называемый «контекстуально методологизма». Отметим, что «классический методологизма» предполагает существование универсальных и всегда значимых методов и правил научного исследования; а «контекстуально методологизма» ставит правила в зависимости от контекста исследования. Контекст в данном случае может определяться тем или иным аспектом качества образования, отражать социально-культурные, политические и другие стороны, которые проявляют причастность к проблеме качества образования. В широком смысле контекст нашего исследования соответствует предмету последнего — философскому анализу. Методологизма, по М. Хайдеґґером, «будучи сущностью бытия науки, разделяет на предметные части целое объективной реальности, противопоставляя их друг другу, абстрагируясь от уникального, единичного». Собственно возможностью абстрагирования от единичного и чувствительностью к изменениям контекста исследования, «контекстуально методологизма» и представляется наиболее адекватным в данной ситуации. Нельзя не учесть и авторский подход Т. Елисеевой и Б. Батурина, обосновывающие целесообразность исследования качества образования как научной проблемы с помощью «внутреннего методологизму», в противовес «внешнем, космоцентрическом». По мнению исследователей, внешний методологизма «порождает описательно-пояснительный, а не конструктивный характер оценки качества образования, который не позволяет реально управлять ею, исходя из внутренних основ содержания образования». Поскольку мы рассматриваем проблему качества образования с философской, а не чисто научной точки зрения, убеждены, что сочетание внутреннего и внешнего методологизму — это адекватный способ обеспечения совершенства исследования. Таким образом, исследование качества образования возможно только исходя из понимания самой природы образования. Вот некоторые из распространенных толкований образования. Образование — это социальный институт, «с помощью которого осуществляется передача культур, наследства (профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) От одного поколения к другому, а также социализация индивида и подготовка его к овладению различными социальными ролями»; "Образование — не только специализированная деятельность, но и социальный институт. И, как каждый социальный институт, она характеризуется многомерностью — экономически финансовой, политической, мировоззренческой «; образование — это комплексное педагогическое явление,» которое интегрирует в себе обучение, воспитание и целенаправленное развитие человека как личности «, что» имеет множество характеристик, одновременно включая: принципы (концепции, парадигмы, модели и др.); средства (огромная сеть заведений); методы (самые операционные действия для достижения максимального результата минимальными усилиями); процесс (реальный ход получения сущностной части образования, организация которого должна учитывать вновь открытые законы деятельности человеческого мозга современные характеристики того эмоционально-информационного поля, в котором растут подрастающие поколения); результаты — все то, что необходимо усвоить, исходя из стен учебного заведения, и использовать в практической деятельности «; образование — это» общественный процесс (деятельность, организация) развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом, воплощенным в знаниях , умениях, навыках творческой деятельности, чувственно-ценностных формах духовно-практического освоения мира. В философском измерении «образование» является процессом субъект-субъектной взаимодействия учителя (педагога) и ученика (студента), направленной на передачу (усвоения) знаний, формирование умений и навыков, воспитание культуры мышления и чувства, способности к самообучению и самостоятельной життетворчои деятельности «; образование -» один из самых ярких и загадочных общецивилизационных феноменов. Со времени своего возникновения и до сих пор, она — открытая, нелинейная и динамическая социокультурная система постоянно развивается. Каждая историческая эпоха, каждый этап человеческой цивилизации отражается в образовании, как в гигантском зеркале «; есть» полем, где пересекаются педагогика, этика и политика, взаимодействуют различные социальные институты в осуществлении образовательного процесса, оказывается внутреннее единство индивида и общества «,» не только индивидуальная, общественная, но и всеобщая онтологическая форма развития «,» такая же фундаментальная форма существования бытия, как пространство, время, движение "(подчеркнуто мной — М. К.). Что касается высшего образования, то ее характерными признаками, по сравнению с другими образовательными и научными системами, является «единство социального, культурного, экономического и научного среды, на основе системности и взаимодействия формирует определенный интегральный модернизационный результат, что проявляется в процессах усовершенствованного воспроизводства общества», "для высшего образования показательно системное воспроизводство на высоком интеллектуальном и культурном уровнях одновременно всех элементов процесса получения, восстановления и выработки знаний: источники знаний (науки), носителя знаний (преподавателя), объекта и субъекта знаний (студента) ". Представленные выше определения позволяют выделить несколько основных аспектов (контекстов) «приложения» понятие качества к образованию: (1) качество образования как социального института, (2) качество образования как педагогического явления, (3) качество образования как общественного процесса (4) качество образования как процесса субъект-субъектной взаимодействия (5) качество образования как цивилизационного феномена (6) качество образования как социокультурной системы (7) качество образования как единства социального, культурного, экономического и научной среды. Все названные аспекты могут стать отдельными составляющими философского анализа качества высшего образования. Осмысление понятия «качественное образование» должно происходить также с учетом тех противоречий, которые характерны сегодня для большинства образовательных систем: информационное перенасыщение знаниями и неадекватность усилий со стороны вышестоящих органов управления образованием по систематизации и стандартизации накопленных знаний; углубление разрыва между тем значением, которое имеет образование для социума информационной эпохи, и компетентностью, реальным профессионализмом непосредственных носителей социального знания — учителей и педагогов; обострение отношений «поколения — наследие», усиление противоречий между объективно необходимым воспроизведением и новыми социальными реалиями. Качество высшего образования — это качество образования периода становления нового информационного общества, что, безусловно, нуждается в новой философии образования, "ведь именно ей под силу рассмотреть и осмыслить сущность и природу всех явлений в образовательном процессе: онтологию, логику, аксиологии, этики, методологию и идеологию образования ", а следовательно, и ее качества.