Телекоммуникационные проекты как одно из направлений формирования критического мисленняв

Создана и активно работает национальная учебная сеть. Учениками и учителями Украины предложено и выполнено 24 национальных проекта. Описания этих проектов находятся на веб-странице национальной программы Интересно и важным оказался первый гражданский телекоммуникационный проект «Я имею право иметь права». В ходе выполнения этого проекта ученики исследовали, как базовые положения Конвенции прав ребенка отражены в основных законодательных актах Украины, сравнивали их с историческими документами, проводили интервьюирование различных групп населения, обменивались полученными результатами исследований с помощью электронной почты. Логическим завершением проекта стала реальная встреча участников на конференции, где обсуждались выявленные проблемы в обеспечении прав ребенка в нашей стране и разработаны предложения и рекомендации по выполнению положений соответствующего Конвенции в Украине. Телекоммуникационный проект по физике «Как быстрее стать олимпийским чемпионом», предусматривал выполнение лабораторной работы по измерению ускорения свободного падения в разных условиях, разными методами, в разных регионах Украины, где живут и учатся дети-участники проекта. Ученики и учителя с помощью Интернета обменивались полученными результатами, обсуждали методы выполнения такой работы, методы вычисления погрешностей, разрабатывали компьютерные программы для выполнения расчетов, создавали собственные учебные Веб-страницы. Как и почти все телекоммуникационные проекты это также следует отнести к межпредметных. Детям понадобились знания по физике и математике, информатике и географии, привлекались к работе учителя труда и физкультуры. На очереди второй этап этого проекта, когда на основе собранных данных и измерений юные физики, анализируя полученные результаты, произведут рекомендации по эффективности использованных методов измерения и предложения для более эффективного проведения такой лабораторной работы по курсу физики средней школы. Результатом проведения телекоммуникационного проекта «Рядом с нами» стала книга, в которой собраны результаты наблюдений, исследований и творческие работы учащихся среднего школьного возраста. Дети, общаясь с помощью сети Интернет, вместе исследовали интересные биологические, психологические, экологические проблемы, связанные с содержанием животных в домашних условиях. За простыми, искренними детскими работами стоят важные научные проблемы, небольшой, но правдивый срез проблем общества, его ценности, пытливый ум и добрые души юных экологов, будущих граждан страны. Цель проекта: формирование ценностного отношения к животным, ответственности в отношении своих обязанностей по их содержанию. Проект «Рядом с нами» можно определить как творческий с элементами исследовательницы, с открытой координацией (координатор определяет этапы проекта, характер деятельности, направляет работу всех и отдельных участников — выступает в своей роли непосредственно), внутренний (реализовывался в пределах одной страны), длительный (осуществлялся в течение 1999—2000 учебного года). В проекте приняли участие 145 учащихся подросткового возраста с 12 учебных заведений разных регионов Украины. Работа по проекту в каждом отдельном учебном заведении координировалась учителем биологии, географии или информатики, всего — 26 человек. Научные психологические и педагогические исследования доказывают, что основой воспитательного воздействия может выступать такое представление определенной ценности (в данном случае — гуманного, бережного, сочувственного отношения к животным), которое вызывает у воспитанников соответствующий рефлексивно-эмоциональный процесс — мышление , направленное на собственное «Я». Однако, сразу и непосредственно предложить участникам прибегнуть к рефлексии относительно их отношения к домашним животным было бы безосновательно, неоправданно. В таком случае рефлексия вряд ли была бы достаточно глубокой, а ее последствия — осознанными учениками и производительными по формированию ценностного отношения. Поэтому реализация цели осуществлялась поэтапно. Основном, «рефлексивном» этапа предшествовало три подготовительных. I этап — знакомство, в ходе которого участники коротко рассказывали о себе и своем учебном заведении. Предлагалось также мотивировать свое решение участвовать в проекте. Возможности телекоммуникаций позволяли всем участникам одновременно получать все сообщения, поступающие по проекту, то есть письмо каждого участника одновременно поступал всем остальным. Ученики присылали текстовые сообщения, а также фотографии, рисунки. Таким образом создавалось определенное коммуникативная среда. Участники непосредственно общались между собой, а не только с координатором проекта. Формированию коммуникативной среды в ходе проекта придавалось немалое значение, поскольку, в этом нуждаются особенности подросткового возраста. Таким образом, не только удовлетворялись актуальные интересы и потребности подростков, но и создавались условия для их самосознания и самосовершенствования. Полученные на этом этапе письма были описательными и содержали в основном эмоциональные, трогательные рассказы о домашних любимцев, содержащихся дети. Таким образом подтвердились данные о субъекте-субъектный непрагматичный характер отношения подростков к природе. Подобные эмоциональные рассказы компенсировали рациональный подход к изучению биологии в школе и обогащали понимание учениками значение животных. На втором этапе предполагалось изучить условия проживания удерживаемых участниками животных в естественном состоянии, сравнить их с теми, которые создаются для животных дома и определить, чем они отличаются. Участникам предлагалось ответить на вопрос: что вы делаете для того, чтобы создать своему любимцу благоприятные условия? Есть ли у него любимая пища? Как вы об этом узнали? Совпадают вкусы вашего питомца со вкусами его диких родственников? Выполняя это задание, ученики обращались к специальной литературе по биологии, географии, истории, о чем отмечали в своих письмах. Некоторые проявили незаурядные исследовательские способности и наклонности. На III этапе подобно тому, как нужно было сравнить условия существования животного в природе и в доме, предлагалось исследовать поведение животного-любимца. Этому помогали вопрос: Влияет проживания в доме (квартире) на поведение животного? Приходится животному менять свои природные привычки, если она живет вместе с человеком? Всегда совпадают ваши желания относительно того, как, по вашему мнению, должен вести себя животное, с ее природными возможностями, привычками? Что делать, если животное ведет себя не так, как вам того хотелось бы? Можно требовать от животного, чтобы она «отказалась» от своих естественно присущих привычек? Эти задачи требовали не только углубленной наблюдательности, но и определенного рассуждения, «проникновение» в мир той живого существа, живущего рядом с человеком в значительной степени зависит от нее.