Компаративный анализ проблемы определения целей и задач гуманитарной культурологического образования

Компаративный анализ проблемы определения целей и задач гуманитарной культурологического образования Среди комплекса методологических и методических проблем преподавания цикла дисциплин социально-гуманитарного блока в высшей школе одной из важнейших является формулировка новой цели и задач гуманитарной культурологического образования. Трактовки целей и задач культурологического образования является принципиальным вопросом как для теории, так и для практики педагогики. Цель обучения — это центральная педагогическая категория, объединяющая все основные компоненты учебного процесса и в значительной степени детерминирует его результаты. Решение этой сложной задачи невозможно без разработки концепции, представляющей собой систему взглядов на содержание образования. Базой формирования концептуальных основ является анализ новых социокультурных реалий и выявления тенденций развития направления в мировой теории и практике университетского образования. Методологические и методические проблемы гуманитарной культурологического образования в университетах активно рассматривают ученые разных стран мира, в том числе американские педагоги: Н. Баумана, А. Майлз, Д. Бритзман, К. Хоей, Н. Зимфер и другие; польские ученые: А. Гофрон, Б. Барц, Г. Томас Й. Габерман подобное. Культурологическая подготовка как научная проблема рассматривается в работах В. Межуева, А. Шеманова, Б. Ерасова, В. Розина, А. Филера, Л. Воронковои, Г. Авансовои, Г. Драча и других русских философов и педагогов. В украинской педагогической науке теоретическое обоснование культурологического образования в высшей школе побудило основательный и многоаспектный ее рассмотрение.
нарядная школьная форма для девочек

В то же время необходимо отметить, что основной массив работ посвящено проблемам культурологического образования и культурологической подготовки будущих учителей. И. Зязюна определил методологические основы формирования будущего специалиста как фактор готовности учителя к профессионально-педагогической, общественно-политической и социокультурной деятельности, определяет социальную зрелость специалиста. Определение отдельных направлений культурологического образования учителя и его составляющих, а именно: эстетическое и художественное развитие личности — связано с исследованиями Г. Падалки, А. Капськои, В. Дряпикы, О. Рудницкая, О. Щолоковои, Л. Бутенко, Л. Кондрацькои, А. Валицькои, Л. Настенко, Т. Иванова, З. Донець, Маслов, А. Шевнюк и др. Цель публикации — рассмотреть методологические основы гуманитарной культурологического образования в университетах, анализируя теоретические работы зарубежных ученых, определить цели и задачи цикла культурологических дисциплин в отечественных высших учебных заведениях. В представленной статье мы рассмотрим взгляды теоретиков-педагогов на проблему целей и задач культурологического образования таких стран, как США, Польша, Россия и Украина. Начнем обзор подходов к поставленной проблеме с анализа теоретических достижений педагогов США и Польши, опираясь на материалы О. Глузмана, Б. Вульфсона, О. Романовського, О. Дубовик, А. Гофрон, О. Литивинова и других . Расширение гуманитарной направленности вузовского обучения — одна из основных черт образования США. Социально-гуманитарная подготовка в университетах направлена на индивидуальное развитие личности. В США распространены дискуссии о важности и необходимости изучения различных культур, существует множество культурологических моделей. В зависимости от ведущей идеи различают спектр подходов — модель национальной школы, «пилотная» школа XXI в., Школа «диалога культур» и др. Целью культурологического образования считается нравственное развитие личности и формирование «межкультурной компетентности», которая трактуется как положительное отношение к разнообразию культур, языков, обычаев, взглядов во всех сферах жизни. Задача культурологического образования определяются как способность к а) общения с культурой и в культуре; б) воспроизведение культуры; в) самовоспроизведению в культуре. Культурологическая подготовка в вузах страны происходит в течение всего обучения. На осуществление культурологической подготовки направлены прежде всего общеобразовательные программы, цель которых заключается в дальнейшем духовном развитии молодежи, помощи ей в ориентации в обществе и адаптации к общественным изменениям, ознакомлении с культурным наследием человечества. Одной из основных задач образования на современном этапе американские ученые считают воспитание культуры социально ответственного решения и поступка, а, следовательно, активной творческой деятельности. Постоянно отмечается, что образование, опираясь на национальные особенности культуры и опыт различных социальных и национальных групп, должна развивать у студентов крайне необходимо на современном этапе глобального мышления. А для того с первых лет обучения вводятся курсы этики, будут направлены на ознакомление молодежи с лучшими образцами духовного наследия человечества, подготовку к самостоятельным размышлениям над нравственными проблемами, которыми насыщен личное и профессиональное жизни человека Закономерно возникает необходимость отражения в учебных планах и программах таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у студентов заинтересованности и уважения к культурам народов мира, понимания общечеловеческого и специфического в этих культурах, воспитание уважения к глобальным, общемировых событий, понимание их характера и последствий для судьбы народов мира, признание равноправными различных взглядов на мировые явления и события, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов. В учебном процессе при изучении культурологических дисциплин представителями разных специальностей приоритет отдается культурологическим и историческим аспектам, так как считается, что знание исторических процессов и народов мира помогает лучшему пониманию современности, формированию самостоятельного, творческого, универсального мышления, направляет на понимание закономерностей общественного развития. Анализ учебных планов, основательно осуществлен украинской исследовательницей О. Дубовик, позволяет сделать вывод: наблюдается перенос акцентов на поликультурное, полиэтнический подход к изучению проблем — вводятся курсы по истории и культуре разных народов и этнических групп, курсы глобальной взаимосвязи. Особенно актуальна эта проблема для подготовки педагогов. Исследование Д. Бритзман, К. Хоей, Н.3имфер, посвященные проблемам подготовки преподавателей, способных работать в поликультурном педагогической среде, подчеркивают важность этнографических знаний. На современном этапе в теории и практике поликультурного образования наметились определенные подходы: 1) изучение достижений мировой культуры и их практическое использование; 2) межпредметных подход к изучению классики мировой культуры (Н. Баумана, А. Майлз и др.); 3) признание приоритета гуманитарной культуры и необходимости глубокого знания мировой классики. Приведенные данные позволяют констатировать, что в системе высшего образования в США происходит становление культурологии как научно-прикладной междисциплинарной области и специальной учебной дисциплины. Современный мир характеризуется развитием трех феноменов цивилизации: повышенного миграционного движения в высокоразвитых промышленных стран, взаимосвязи прав человека и этнических меньшинств с формированием демократии в этих странах, а также глобализации взаимосвязей в контактах между людьми. Как пишет польский исследователь Б. Барц, эти три указанные феномены являются в равной степени достижением человеческой цивилизации и общественными процессами, с учетом свободы невозможно уже задержать или частично свернуть, ограничить или соответственно направить. Результатом функционирования этих процессов является постепенное появление — сначала в классических странах эмиграции (Австралия, США, Канада), а затем в странах Западной и Северной Европы — многокультурных обществ. Характерные особенности современного социума, определенные выше, создают ситуацию, согласно которой в процессе мирового образования в широком смысле особого внимания заслуживает мультикультурность как выдающийся фактор формирования чувства сознания молодого поколения европейцев и американцев. Именно этот социальный фактор стал ведущим в развитии культурологического направления гуманитарного образования, как и идея доминирования нравственного сознания как главного ориентира будущего. Мир и Европа, которая появляется благодаря созданию новых ценностей и технологий, новых геополитических условий, нового стиля жизни и способов взаимосвязей, требуют новых идей, классификации и концепции, новой образовательной программы. Заслуживают внимания взгляды польских философов и педагогов на проблему поликультурной, полиэтнической образования как ведущего социального фактора современности, который в определенной степени определяет доктрину культурологического образования. Межкультурное образование ответственная за состояние поликультурного общества. Польский педагог А. Гофрон пишет: "Образование ответственная за построение более солидарного мира. Она творить новый гуманизм, в котором будет доминировать этнический компонент, а знания о культуре и духовные ценности различных цивилизаций и уважительное отношение к ним займут надлежащее место как необходимое преимущество глобализации, не ограничится только чисто техническими и хозяйственными аспектами. Осознание сообщества судьбы является главным основанием любой международного сотрудничества ". Проблемы культурологического образования находятся в центре теоретического осмысления польских ученых. Анализируя многокультурные квалификации-компетенции, они в основном концентрируются на нормативном аспекте такого толкования, формулируют цели многокультурного образования. Так, например, Й. Габерман считает, что это прежде всего: 1) отрицание дискриминационных подгрупп; 2) толерантность (все должны учиться, жить и вместе сотрудничать); 3) поддержание дифференциального подхода (каждая отличие прекрасная); 4) охрана права на отличие; 5) ответственность — «все отвечают за проявления дискриминации и предубеждений» . Б. Барц цели формулирует так: а) уметь уважать представителей других культур и способы их жизни; б) научиться толерантного отношения к различным ситуациям, образов жизни и бытия; в) изучать причины поведения и действий людей, представителей других культур; г) обращать внимание воспитанников на недопустимость унижения этнических меньшинств; д) показать, что, кроме европейского и североамериканского типа философии, существуют и другие; е) обрабатывать бесконфликтные нормы поведения, которые служат предотвращению слепой эмоциональной конфронтации; е) помочь ученикам принять определенные элементы других культур для собственной системы мышления и мотивации. B описательной форме эти цели определяет, мотивируя многокультурное образование, Г. Томас, который утверждает, что «многокультурное образование требует, кроме понимания чужой системы культурных координат, осмысление собственной системы культурной ориентации». Поэтому важной целью поликультурного образования считается необходимость побудить к укреплению собственной культурной идентичности, формирования национального самосознания. Таким образом, образование на Западе — в Европе и Америке — это «использование культурных достижений различного уровня дифференциации и глубины». Анализ литературы показал наличие ризновариантних, иногда прямо противоположных парадигмальных векторов в педагогике Запада, что делает для нас проблему выбора ориентира открытой.