Концептуальные основы образовательных технологий часть 2

В педагогике термин «Технология в образовании» появился в конце 40-х годов ХХ века (Ф. Персиваль, Г. Елинготн, США). С развитием инженерной мысли и провозглашением идеи программированного обучения в 50-60-е годы в США и Великобритании появляется термин «педагогическая технология». В отличие от понятия «технология в образовании», который отвечал понятию «технические средства обучения», под «педагогической технологии» начали понимать «совокупность средств и методов педагогического процесса». С. Сиоулинґ (США) рассматривает педагогическую технологию как "целостный процесс целеполагания, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебного материала, оценки педагогических систем в целом и установление цели обучения заново, как только появится новая информация об эффективности педагогических систем ". Сегодня это направление в педагогической науке выступает приоритетом почти для всех стран мира. Однако понимание понятия «педагогическая технология» не является однозначным. Так, Ассоциация по педагогических коммуникаций и технологий определяет его как «комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и методы организации деятельности для анализа проблем, охватывающих основные аспекты усвоения знаний». С точки зрения английского педагогики, содержание понятия заключается в «разработке приемов, в оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, которые повышают уровень образования методом конструирования и применения приемов и материалов, а также с помощью оценки применяемых методов». Обстоятельный анализ литературных источников позволил нам насчитать более 300 определений понятия «педагогическая технология». Проблема понятийного анализа термина «педагогическая технология» в центре внимания отечественных и зарубежных ученых: Н. Набашкинои, К. Баханова, В. Беспалько, Е. Бережной, И. Богдановой, А. Бондаря, Б. Блума, В. Воронова, С. Гончаренко, В. Дорошенко, М. Кларин, И. Призрака, А. Нисимчук, А. Падалки, И. Прокопенко, А. Савченко, Г. Селевко, И. Смолюка, М. Чошанов, А. Шпака и др. Но содержание понятия ними трактуется по-разному и зависит от того, как авторы представляют структуру и составляющие учебного процесса. Введение в научный оборот понятие «педагогическая технология» на территории Украины и ближнего зарубежья обусловлено многими факторами: как неудовлетворительным функционированием традиционных форм и методов обучения, так хоть и не бурным, как в дальнем зарубежье, развитием науки и техники, что привело к технологизации не только производственных, но и гуманитарных отраслей. Одни из них выделяют наиболее существенные признаки, присущие только «педагогической технологии»: «диагностическое целеполагания и результативность, алгоритмизованисть и проектованисть, целостность и управляемость, коригованисть, применения различных средств наглядности», другие — в более широком контексте — как науку о развитии, образование, обучение и воспитание личности школьника на основе общечеловеческих качеств и достижений педагогической мысли, а также информатики. Некоторые ученые склонны считать педагогическую технологию частью педагогической науки, которая изучает и разрабатывает цели, содержание и средства достижения планируемых результатов обучения. В. Генецинський рассматривает педагогическую технологию как знание о педагогической деятельности, которая осуществляется с помощью определенных средств. По мнению Ю. Турчаниновой, педагогическая технология — это «умение конструировать педагогический процесс в соответствии с поставленной целью и с учетом конкретных условий деятельности», тогда как у Н. Островерховой и Л. Даниленко это "определенный порядок, логичность и последовательность в соответствии с поставленной целью, как в известной мере алгоритмизации совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, согласованность их действий и взаимоотношений ". Интересно, по нашему мнению, и трактовка В. Онищуком технологии обучения как сведений «о том, как учителю нужно успешно обучать, а учащимся рационально учиться» и Н. Стяглик, которая вкладывает в содержание этого понятия " последовательность ... процесса обучения ". В ряде публикаций термин «технология обучения» употребляется по отношению к процессу, а термин «педагогическая технология» — как «сумма научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей», или как "обоснованный выбор характера операционного воздействия при взаимообщение учителя с детьми с целью максимального развития личности как субъекта ", или как система знаний, необходимых учителю для реализации стратегии, тактики, процедуры воспитания. Каждое из этих определений, безусловно, имеет право на существование, поскольку и технология обучения и технология воспитания в целом входят в педагогической технологии. Они имеют право и на самостоятельное существование, тем более, что термин «технология воспитания» был введен в педагогическую практику А. Макаренко. Однако в украинском терминосистеме педагогики официально сегодня утвердился лишь термин «технология обучения». Следует отметить, что в публикациях, хотя значительно реже, случается понятие «образовательная технология». Так, в частности, С. Сысоева рассматривает ее «как теоретически обоснованную систему упорядоченных профессиональных действий педагога, при оптимальности ресурсов и усилий гарантированно обеспечивает эффективную реализацию поставленной образовательной цели и возможность воспроизведения процесса любым педагогом независимо от уровня его мастерства». По нашему мнению, автор сводит образовательную технологию с технологией учебной, поскольку понятие термина «образование» значительно шире, ведь это совокупность знаний личности, синтезированных из ее собственный опыт и систему ценностей и эффективно использованных ею для своей интеграции в социум. Учитывая современные информационные технологии, процесс получения личностью образования может проходить как в рамках учебного процесса непосредственно в учебных заведениях, так и вне их. Поэтому невозможно оставить только за педагогом право выбора технологий получения образования и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. С введением в научный оборот термина «технология обучения» уместно определяться с понятием «методика», которое давно уже вошло в научный обиход. По нашему мнению, эти понятия отражают разные уровни процесса обучения. Технология позволяет более эффективно построить процесс обучения, управлять им, получать результаты в соответствии с намеченной цели. По мнению, И. Пидласого и А. Пидласого, "системообразующим компонентом педагогической системы все чаще называют технологию учебно-воспитательного процесса. Технологичность — внутреннее качество системы, определяет ее возможности и организационную (управленческую) логику. От методики технология отличается воспроизводимостью результатов, отсутствием множества «если». Технология проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат «. Таким образом, несмотря на попытки отечественных и зарубежных ученых дать определение термина» педагогическая технология «,» образовательная технология ", выработать научные подходы к классификации педагогических технологий и выделить каждую из технологий, в целом в терминосистеме области остается нерешенной проблема совершенствования понятийного аппарата педагогической науки. Это связано в первую очередь с совершенствованием его как инструмента познания, с другой стороны это вызвано компьютеризацией научно-информационных процессов и необходимостью лингвистического обеспечения информационной системы и банков данных.