Контроль и оценка результатов тренинга

Контроль и оценка результатов тренинга Содержание контрольных мероприятий в соответствии с целями бизнес тренинга Как известно, проблема контроля и оценки является одной из самых сложных в практике обучения вообще, и особенно в высшем профессиональном образовании. Контрольные мероприятия являются составляющими достижения цели обучения — усвоение определенной совокупности предметных знаний, формирования умений и навыков, являющихся основой соответствующего уровня компетентности студента.1 Оценка по результатам обучения усвоенных знаний студента есть важным фактором для формирования его личности и часто выступает регулятором социальных отношений в жизни человека, ведь опосредованно влияет на формирование отношений в коллективе, с преподавателем, с друзьями и тому подобное. Поощрение со стороны преподавателя, само по себе, в большинстве случаев стимулирует учебно-познавательную деятельность студентов и способствует улучшению ее результатов, а для этого необходимо учитывать имеющийся уровень сформированных профессионально важных знаний и умений. Если преподаватель ставит слишком высокие требования, то это создает барьер в развитии. Заниженные требования также тормозят развитие студента, они не активизируют его умственной деятельности. Для успешного стимулирования развития компетенций средствами контроля необходимо, чтобы студент понимал, что от него требуют, чтобы он не сомневался в необходимости знаний, был уверен, что может постичь необходимо, что желаемая оценка зависит только от него самого, его внимательности и тщательности. В ходе учебно-воспитательного процесса контроль выполняет еще несколько функций , среди которых обеспечение необходимого и своевременного оперативного обратной связи.
Смотреть фильмы 2017 года онлайн
Проверка знаний дает преподавателю информацию о ходе учебного процесса, о том, как идет выполнение поставленных задач, возможности для дальнейшего совершенствования работы. Проверка одновременно является средством выявления эффективности методов и приемов обучения, применяемых самим преподавателем, она помогает сделать выводы для дальнейшей работы педагога. Анализ результатов контроля позволяет выявить сильные и слабые стороны в работе и выявить причины неуспеваемости. Информацию о своих успехах или неудачах получает и сам студент — участник тренинга. В процессе слушания ответов товарищей, дополнений и исправлений слушатель может критически оценить свои знания, проанализировать ответы коллег, способствует систематизации и закреплению усвоенного учебного материала. Хорошо организованный контроль приучает слушателю к систематической работе, дисциплины, способствует формированию ответственности, активности, самостоятельности, помогает разобраться в себе, а потому требует взвешенного руководства, педагогического мастерства, такта. Оценка знаний не может быть случайной. Объективность проверки и оценки обеспечивается научно обоснованным содержанием задач, вопросов, требований и критериев оценки, которые помогают выявить качество знаний студента. Когда речь идет о качество знаний , то имеется в виду объем знаний, предусмотренный учебной программой, его полнота (студент знает весь материал или отдельные его части, все элементы базы знаний — понятие, факты, закономерности и т. п.), глубина и прочность усвоения, умение выражать знания в устной и письменной форме и др. Важно определить уровень усвоения знаний, который отражает компетентность студентов по предмету и реализуется через планирование и организацию их познавательной деятельности на разных уровнях сложности. Уровни познавательной деятельности (понятийный, репродуктивный, алгоритмически-действенный и творческий / исследовательский) соответствуют субъективном аспекта процесса учебного познания, а их выбор происходит на уровне развития познавательных возможностей как целой группы, так и отдельных участников. Уровни познавательной деятельности задаются преподавателем через соответствующие вопросы и задачи, которые в своей системе способствуют достижению цели обучения: формированию навыков студентов к активной познавательной деятельности от простого восприятия информации к построению гипотез, выбора метода изучения вопроса и его реализации на практике, самостоятельности в изучении программного материала и пополнении знаний. Применение в ходе обучения различных форм познавательной деятельности студентов является необходимым условием их интеллектуального развития. Организация контрольных мероприятий в ходе тренинговых занятий предусматривает определение таких принципиальных позиций:

  • Что проверять? — какие группы компетенций, качеств, умений или навыков будущего специалиста должны быть сформированы в ходе обучения.
  • Какой учебный материал нужно проверять? — которые узловые элементы базы знаний должны быть усвоены студентом, равные усвоения соответствуют требованиям конкурентоспособности.
  • Когда осуществлять проверку знаний студентов? — какой должна быть периодичность контрольных мероприятий.
  • Какие формы и методы целесообразно использовать для объективной проверки? — письменное или устное опроса, фронтальные или индивидуальные формы работы.
  • Какие средства помогут осуществить эффективную проверку? — раздаточные материалы, бланки документов, компьютерные программы, тесты и тому подобное.
  • Сколько времени должен потратить студент на выполнение контрольных заданий?
  • Сколько времени нужно преподавателю для проверки выполненных заданий?
  • По какой шкале оценивать результаты проверки? — 5-ти, 100 балльная или иная система оценивания.
  • Как вести учет результатов в журнале и сведения?
  • Как установить соответствие полученных результатов и стандартов обучения?
Организация контроля в процессе тренинга означает создание системы мониторинга за ходом деятельности таким образом, чтобы определять уровень достижения заданных целей на каждом этапе и своевременно корректировать возможные отклонения. Такая работа может эффективно осуществляться только при определенных условиях, которые обеспечивает непосредственно преподаватель по согласованию с организаторами тренинга, а также с учетом ожиданий и пожеланий студентов / слушателей. Среди названных условий: определение объема материала, подлежащего контролю; целенаправленный отбор учебного материала с оптимальным распределением различных видов работ и их последовательности; четкая организация проверки, оценки и учета знаний; установление лимита времени, отводимого на проверку знаний и оценки контрольных работ, минимизация трудоемкости контрольных мероприятий; систематичность осуществления контрольных мероприятий; установление единой системы требований — стандартизация контроля; разработка системы тестов для достижения максимально возможного уровня объективности оценивания знаний; создание условий для самоподготовки, самоконтроля, индивидуальных консультаций; стимулирование самостоятельной работы студентов; расширение вариативности заданий и способов осуществления контроля; адекватность задач современным условиям хозяйствования; обоснован выбор метода контроля и разработка соответствующего информационно-методического обеспечения.