Контроль и оценка результатов тренинга часть 3

Поведенческие изменения участников также является одним из критериев эффективности тренинг-программы. Выявить их можно с помощью наблюдения, самооценки и экспертной взаимооценки. Соответствие новых поведенческих реакций предложенным моделям устанавливается с учетом важности профессионально необходимых личностных и социальных составляющих компетентности, а также состояния внутреннего комфорта (дискомфорта). Структура профессионально важных моделей поведения на рабочем месте определяется, прежде всего, особенностями организационной структуры и корпоративной культуры в учреждении. Так, в жестко иерархизированную системе будущий работник должен четко придерживаться соответствующих ритуалов и процедур. Например, иллюстрацией к традиционному бюрократического стиля руководства можно привести пятиминутный видео-сюжет для корпорации „ Форд ": у бассейна находится группа людей в деловых костюмах. Неожиданно один из них падает в воду. Он не умеет плавать и захлебывается. Люди вокруг волнуются, паникуют и кричат друг другу: „ У нас проблема! Нужно позвонить боссу и созвать совещание! " Несколько иные требования к поведенческих навыков существуют в гибких управленческих системах. Они предусматривают умение быстро диагностировать проблему и определять перечень мер для ее решения, умение делегировать полномочия и ответственность за собственные решения. Рабочие результаты профессиональной деятельности участников учебного тренинга также проявляют эффективность тренинг-программы.
Pittsburgh City Guide
Такие результаты могут касаться освоения новых видов деятельности, расширение полномочий и ответственности, деятельность в новом сегменте, улучшение текущих показателей, увеличение удовольствие от работы, рост профессиональной мотивации и тому подобное. Рабочие результаты, которые могут быть получены в ходе тренинга, — самые — решение проблем, поиск альтернативных решений, разработка нового продукта, или улучшение существующего, повышение качества выполнения, создание комплексного проекта. Каждый из таких видов результатов требует соответствующего времени на его получение — от нескольких часов до нескольких недель „ многосерийного "тренинга. Выявление названных последствий обучение осуществляется с помощью опроса, наблюдения, самооценки участников и клиентов организации (учреждения). В этом аспекте особенно важную роль играет непосредственный руководитель, который должен учитывать принцип „ Новые знания должны быть использованы "и ставить соответствующие задачи перед подчиненными. Любые ограничения и игнорирование приобретенных умений работников выполняют роль демотиваторов и могут даже привести к фрустрации. Процедуры комплексной оценки результатов тренинга предлагается осуществлять через 4-6 недель после завершения обучения. Кроме названных существует также целый ряд экономических показателей определения эффективности тренинг-обучение. Однако, их анализ выходит за рамки нашей работы. Системы оценки результатов тренинг-обучение Оценка эффективности проведения бизнес-тренингов позволяет выявить, насколько усвоен материал программы, поведенческие изменения происходят в ходе взаимодействия участников, какие рабочие результаты получены сразу после завершения обучения и которые могут ожидаться в прогнозируемом будущем. Усвоения теоретического материала по содержанию тренинга может быть проверены с помощью различных способов и средств формального оценивания (табл.1.8.4.) С использованием различных шкал интерпретации оценки: «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно», " неудовлетворительно "; в баллах — 0-100, 0-10 и тому подобное. Такая работа может быть выполнена до начала или после завершения тренинга. Сложнее осуществить оценку поведенческих изменений участников тренинга. в соответствии с целями программ такие изменения касаются непосредственно профессиональной деятельности (выполнение действий, общения и взаимодействия с коллегами, партнерами, потенциальными потребителями). Непосредственно во время занятий слушатели совершенствуют свой поведенческий репертуар, а преподаватель создает условия для его демонстрации. Лучше всего проявляются поведенческие реакции в ходе работы малых групп, именно здесь слушатель проявляет себя наиболее полно (лидер, инициатор, пассивный, исполнитель, поддерживающий, способен к компромиссу, настойчивый и т. д.). Разработка системы оценки результатов тренинга должен учитывать ее соответствие следующим факторам:

  • источникам конкурентных преимуществ учреждения по каждому продукту (вида услуг) или рыночному сегменту;
  • конкурентной стратегии организации;
  • возможностям персонала;
  • имеющимся ресурсам (менеджмент, структура капитала, информационно-техническое обеспечение и т. п.);
  • возможностям использования новых знаний работников.
Планируя оценки эффективности тренинга, организаторы и преподаватель должны определиться, существуют заранее заданные стандарты результатов, или какие-то из них нужно получить в ходе работы и согласовать их с заказчиком, как понимают участники тренинга модели оценки и анализа хода процесса, какой должна быть их ожидаемое поведение, как будут фиксироваться и демонстрироваться полученные ими результаты, нужно оценивать: каждый этап отдельно, или целостный результат по завершении всего тренинга, процесс деятельности участников или достижения цели по соответствующим параметрам. Согласно названных факторов выбирают методы измерения сформированности конкретных элементов профессиональной компетентности. Для сравнения рассмотрим традиционные модели организации контроля и оценки результатов обучения (Табл...1.8.5.). Таблица 1.8.5. Модель усвоения базы знаний по теме: "Понятие кредита. Виды кредита " 7

Уровни усвоения элементов базы знаний Цель усвоения элементов базы знаний Организационные формы и методы работы Формы и методы контроля уровня сформированности умений
Начальный — понятийный (фактоло-ческий). Необходимо уметь: назвать, выбрать, выявить, определить ... (сроки, понятие, факты, символы по перечню). Лекции, объяснения по использованием пояснительного и иллюстративного метода и проблемного изложения. Тесты I, II уровней входного и итогового контроля, опросы.
Репро производительных. Давать определение, дополнить, описать, объяснить, оценить, сравнить, аргументировать ... Семинары, дискуссии, конференции с использованием репродуктивного и частично-поискового методов, самостоятельная робота1-го , 2-го уровней. Тесты I, II уровней текущего и итогового контроля, обсуждения, устные и письменные опросы, доклады, рефераты.
алгоритма-мически-действенный. Уметь аргументировать, отстоять свою точку зрения; проанализировать решение элементарных задач; выявить зависимость между суммой кредита, сроком кредита, а также его процентной ставке. Дискуссия, семинар-исследование, практическая работа, игровые формы работы. Опрос, тесты, задачи, упражнения, дискуссия.
Условно-профессиональный. Уметь решать задачи в нестандартных ситуациях, анализировать, определять закономерности и тенденции развития форм кредита, объяснить виды кредитных отношений. Анализ ситуации, дискуссии на практические темы. Дискуссии, анализ ситуации, тесты 2-го и 3-го уровней, проектирование.
Творческий. Предлагать свои идеи по развитию видов кредитов, довести их суть, предложить выход из проблемной ситуации, связанной с кредитованием. Проектирование, самостоятельное исследование, дискуссии. Самостоятельная работа, проектирование, научное обоснование.