Профессиональная деятельность по формированию и коррекции ценностей

Сравнение матрицы 1 («Ценности — Ц») и матрицы 2 («Доступность — Д») дает следующие варианты взаимосвязи 1. Ц и Д полностью или частично совпадают (Ц ≈ Д), что означает сближение реальности и идеала. 2. Ц и Д расходятся, при этом а) цель превышает доступность (Ц> Д): «ценно, но не доступно», «хочу, но мне это недоступно», «хочу, но не могу» . Данный факт свидетельствует о наличии внутреннего конфликта, в основе которого лежат те или иные ценности; б) превышение доступности цели (Д) над ее ценностью (Ц) (Ц <Д): "доступно, но не надо", "могу, но не хочу". Этот факт свидетельствует о состоянии внутреннего вакуума личности по отношению к тем или иным ценностям. Соотношение "Ценности" (Ц) и "Доступность" (Д) позволяет обосновать "теорию счастья", в основе которой лежат следующие аксиомы: 1. Каждый индивид наблюдает окружающую его реальность (Р) и имеет собственное представление о желаемом положении реальности, то есть идеал (и). 2. Степени счастья индивида можно считать функцию, монотонно зависит от степени совпадения Р и I: чем больше они различаются, тем менее счастливый человек.
рунетки
3. Каждому индивиду свойственно естественное стремление к повышению собственного счастья. Эти постулатов достаточно для вывода таких суждений, занимающие видное место в жизни: а) изменяя реальность, приближать ее к идеалам (Р И). В зависимости от идеалов имеем спектр людей, идущих по этому пути — от революционеров, реформаторов, просветителей, из-за «рядовых тружеников», до (к сожалению) нарушителей законов; б) сближать реальность и идеал посредством изменения идеала (и Р). Опять имеем спектр лиц, стремящихся к этому от конформистов в циников, но в этом ряду есть и обычные люди, которые отказываются от невыполнимых идеалов; в) подменять реальность ее иллюзией, уменьшая тем самым различие реальности и идеала. Здесь очевидна роль алкоголя, наркотиков. Но не стоит в этом же ряду «массовая культура»? А «ложь ради спасения»? Например, в отношениях между врачом и смертельно больным пациентом? г) сохранять баланс при формировании идеалов: идеал должен быть потенциально достижимым. Давайте рассмотрим ориентировочный перечень общечеловеческих ценностей: власть, удовольствия, равенство полов, состояние, возраст, участие в управлении, открытость, работа ... Ценности * — это понятие или убеждение, упорядочены по относительной важности. Они направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей: экзистенциальных; потребностей социального взаимодействия; потребностей развития социальных групп. Эти потребности удовлетворяются в реализации 10-ти мотивационных типов.

1 Саморегуляция — выбор, творчество, исследования 6 Безопасность — стабильность, гармония индивиду, семьи, общества
2. Стимулирование — полнота жизненных ощущений 7 Конформность — ограничение действий, причиняющих вред другим
3. Гедонизм — наслаждение жизнью, удовольствие 8 Традиция — уважение и поддержка обычаев, признание идей культуры и религии
4. Достижения — личный успех благодаря компетенции 9 Приверженность — поддержка благополучия людей
5. Власть — социальный статус престижа и господство над людьми 10 Универсализм — понимание, благодарность, терпимость и поддержка благополучия
Группы ценностей имеют внутренние противоречия (принадлежность к полу, откровенность-закрытость, выигрыш-проигрыш ...). Ценности сохранения (безопасность, конформность, традиции) противоположные ценностям изменения (стимулирование, саморегуляция). Ценности самоопределения (универсализм, привязанность) противоположные ценностям самопиднесення (власть, достижения, гедонизм). Парадигма ценностей напрямую связана с ролевой поведением человека. Каждый из нас может иметь, «выполнять» одновременно такие роли: «личность», «отец», «человек», «преподаватель», «сын», «коллега», «друг» ... Понятие «ценности» связано с понятием «принципы». Однако принципы — это не ценности. Это то, что направляет человеческое поведение, они фундаментальные и неоспоримы. Рисунок 18 Профессиональные ценностные ориентации педагогов рекомендуем исследовать по методике «Квадрат профессиональных ценностных ориентаций учителя». Понимая под профессиональными ценностями учителя элемент внутренней структуры личности, выражающий ее субъективное отношение к общественно значимых ценностей труда и отдельных компонентов педагогической деятельности, мы выделили семь групп ценностных ориентаций: на коммуникационную деятельность (КД); на диагностическую деятельность (ДД); на прогностическую деятельность (ПД); на организационно-методическую деятельность (ОМД);